Пояснительная записка
к рабочей программе по физике 10 кл
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по физике для среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
Структурно и логически использована программа «Физика. 10-11» авторов Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской.
В Рабочую программу заложены следующие идеи:
1 физика как наука о наиболее общих законах природы вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, способствует формированию научного мировоззрения;
2 гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает учащегося научным методом познания, позволяющим получить объективные знания об окружающем мире;
3 школьный курс физики – системообразующий для естественных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии; он является неотъемлемой частью естественнонаучного образования.
4 курс физики 10 класса носит экспериментальный характер. В нем изучаются элементы физических теорий. Кроме того, появляется возможность продемонстрировать эвристическую роль теории, предсказывая протекание некоторых процессов или возможные свойства тел;
5 содержание курса и характер изложения материала дают возможность познакомить обучающихся с теоретическими методами познания;
6 расширяются представления обучающихся об идеализированных моделях.
Реализация интеграции естественнонаучных знаний обеспечивается: рассмотрением различных уровней организации вещества; показом единства законов природы, применимости физических теорий и законов к различным объектам (от элементарных частиц до галактик); рассмотрением превращений вещества и преобразования энергии во Вселенной; рассмотрением как технических применений физики, так и связанных с этим экологических проблем на Земле и в околоземном пространстве; обсуждением физических условий на Земле, обеспечивших возможность возникновения и развития жизни.
Экологическое образование связано с представлениями о загрязнении окружающей среды, его источниках, предельно допустимой концентрации (ПДК) уровня загрязнения, о факторах, определяющих устойчивость окружающей среды нашей планеты, обсуждением влияния физических параметров окружающей среды на здоровье человека.
Промежуточный контроль проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ, физических диктантов, зачётов и контрольных работ в конце логически законченных блоков учебного материала.
Для реализации программы предусмотрена опора на фронтальный и демонстрационный эксперимент, технические средства обучения, применение мультимедийных продуктов. Учебная программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, в том числе контрольных работ – 7 часов, фронтальных лабораторных работ – 7 часов.
3. Структура курса
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Физика и методы естественнонаучного познания |
2 |
2. |
Классическая механика |
20 |
3. |
Молекулярная физика |
36 |
7. |
Электростатика |
10 |
8 |
Повторение |
2 |
|
Итого |
70 |
Цели изучения курса
Курс физики 10 класса, представленный в рабочей программе, предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В соответствии с базовым уровнем изучение физики направлено на достижение следующих целей:
1 формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
2 формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;
3 приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, – навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
4 овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах из использования в практической жизни.
Компетенции |
Личностные |
-1 умение правильно использовать физическую терминологию и символику;
-2 потребность вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
-3 способность открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
-4 в ценностно-ориентационной сфере: чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремлённость;
-5 в трудовой сфере: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
-6 в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере: умение управлять своей познавательной деятельностью.
|
Метапредметные |
-7 использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т. д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-8 использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
-9 умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-10 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применение их на практике;
-11 использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации адресата. |
Предметные |
в познавательной сфере:
-12 давать определения научным понятиям;
-13 называть основные положения изученных теорий и гипотез;
-14 описывать демонстрационные и самостоятельно приведённые эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики;
-15 классифицировать изученные объекты и явления;
-16 делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
-17 структурировать изученный материал;
-18 интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
-19 применять приобретённые знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды;
в ценностно-ориентационной сфере:
-20 анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;
в трудовой сфере: проводить физический эксперимент;
в сфере физической культуры: оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами. |
Планирование по разделам.
Раздел |
Компетенции |
Физика и методы естественнонаучного познания |
На уровне запоминания
Называть:
-1 методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория, выдвижение гипотез, моделирование.
На уровне понимания
Отличать:
-2 научные методы познания окружающего мира от других методов познания. |
Классическая механика |
На уровне запоминания
Называть:
-3 физические величины и их условные обозначения: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, механическая энергия, механическая работа;
-4 единицы перечисленных выше физических величин;
-5 методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория, выдвижение гипотез, моделирование.
Воспроизводить:
-6 исторические сведения о развитии представлений о механическом движении, системах мира;
-7 определение понятий: система отсчёта, механическое движение, материальная точка, абсолютно упругое тело, абсолютно твёрдое тело, замкнутая система тел;
-8 формулы для расчёта кинематических и динамических характеристик движения;
-9 законы: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, сохранения полной механической энергии, Кеплера;
-10 принцип относительности Галилея.
Описывать:
-11 явление инерции;
-12 прямолинейное равномерное и равноускоренное движение и его частные случаи;
-13 натуральные и мысленные опыты Галилея;
-14 движение планет и их естественных и искусственных спутников;
-15 графики зависимости кинематических характеристик равномерного и равноускоренного движений от времени.
На уровне понимания
Приводить примеры:
-16 явлений и экспериментов, ставших эмпирической основой классической механики.
Объяснять:
-17 результаты опытов, лежащих в основе классической механики;
-18 сущность кинематического и динамического методов описания движения, их различие и дополнительность;
-19 отличие понятий: средней путевой скорости от средней скорости; силы тяжести и веса тела.
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь:
-20 обобщать а эмпирическом уровне результат наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;
-21 строить дедуктивные выводы, применяя полученные знания к решению качественных задач;
-22 применять изученные зависимости к решению вычислительных и графических задач;
-23 применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в быту.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Обобщать:
-24 полученные при изучении классической механики знания, представлять их в структурированном виде. |
Основы молекулярно-кинетической теории строения вещества |
На уровне запоминания
Называть:
-25 физические величины и их условные обозначения: относительная молекулярная масса, молярная масса, количество вещества, концентрация молекул, постоянная Лошмидта, постоянная Авогадро;
-26 единицы перечисленных выше величин;
-27 порядок: размеров и массы молекул, числа молекул в единице объёма;
-28 методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория, выдвижение гипотез, моделирование.
Воспроизводить:
-29 исторические сведения о развитии взглядов на строение вещества;
-30 определение понятий: макроскопическая система, параметры состояния макроскопической системы, относительная молекулярная масса, молярная масса, количество вещества, концентрация молекул, постоянная Лошмидта, постоянная Авогадро, средний квадрат скорости молекул, диффузия;
-31 формулы: относительной молекулярной массы, количества вещества, концентрации молекул;
-32 основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Описывать:
-33 броуновское движение;
-34 явление диффузии;
-35 опыт Штерна;
-36 график распределения молекул по скоростям;
-37 характер взаимодействия молекул вещества;
-38 график зависимости силы межмолекулярного взаимодействия от расстояния между молекулами (атомами).
На уровне понимания
Приводить примеры:
-39 явлений, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Объяснять:
-40 сущность термодинамического и статистического методов изучения макроскопических систем, их различие и дополнительность;
-41 результаты опыта Штерна;
-42 отличие понятия средней скорости теплового движения молекул от понятия средней скорости движения материальной точки;
-43 природу межмолекулярного взаимодействия;
-44 график зависимости силы межмолекулярного взаимодействия от расстояния между молекулами (атомами).
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь:
-45 обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;
-46 строить дедуктивные выводы, применяя полученные знания к решению качественных задач.
Применять:
-47 изученные зависимости к решению вычислительных задач;
-48 полученные знания для объяснения явлений, наблюдаемых в природе и быту.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Обобщать:
-49 полученные при изучении темы знания, представлять из в структурированном виде. |
Основные понятия и законы термодинамики |
На уровне запоминания
Называть:
-50 физические величины и их условные обозначения: температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования;
-51 единицы перечисленных выше величин;
-52 физический прибор: термометр.
Воспроизводить:
-53 определение понятий: тепловое движение, тепловое равновесие, термодинамическая система, температура, абсолютный нуль температур, внутренняя энергия, теплопередача, количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, необратимый процесс;
-54 формулировки первого и второго законов термодинамики;
-55 формулы: работы в термодинамике, первого закона термодинамики; количества теплоты, необходимого для нагревания или выделяющегося при охлаждении тела; количества теплоты, необходимого для плавления (кристаллизации); количества теплоты, необходимого для кипения (конденсации);
-56 графики зависимости температуры вещества от времени при его нагревании (охлаждении), плавлении (кристаллизации) и кипении (конденсации).
Описывать:
-57 опыты, иллюстрирующие : изменение внутренней энергии при совершении работы; явления теплопроводности, конвекции и излучения;
-58 наблюдаемые явления превращения веществ из одного агрегатного состояния в другое.
Различать:
-59 способы теплопередачи.
На уровне понимания
Приводить примеры:
-60 изменения внутренней энергии путём совершения работы и путём теплопередачи;
-61 теплопроводности, конвекции, излучения в природе и быту;
-62 агрегатных превращений вещества.
Объяснять:
-63 особенность температуры как параметра состояния системы;
-64 механизм теплопроводности и конвекции на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества;
-65 физический смысл понятий: количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования;
-66 процессы: плавления и отвердевания кристаллических и аморфных тел; парообразования (испарения, кипения) и конденсации;
-67 графики зависимости температуры вещества от времени при его нагревании, плавлении, кристаллизации, кипении и конденсации;
-68 графическое представление работы в термодинамике.
Доказывать:
-69 что тела обладают внутренней энергией;
-70 что внутренняя энергия зависит от температуры и массы тела, от его агрегатного состояния и не зависит от движения тела как целого и от его взаимодействия с другими телами; что плавление и кристаллизация, испарение и конденсация – противоположные процессы, происходящие одновременно;
-71 невозможность создания вечного двигателя;
-72 необратимость процессов в природе.
Выводить:
-73 формулу работы газа в термодинамике.
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь:
-74 переводить значение температуры из градусов Цельсия в кельвины и обратно;
-75 пользоваться термометром;
-76 строить график зависимости температуры тела от времени при нагревании, плавлении, кипении, конденсации, кристаллизации, охлаждении;
-77 находить из графиков значения величин и выполнять необходимые расчёты.
Применять:
-78 знания молекулярно-кинетической теории строения вещества к толкованию понятий температуры и внутренней энергии;
-79 уравнение теплового баланса к решению задач на теплообмен;
-80 формулы для расчёта: количества теплоты, полученного телом при нагревании или отданного при охлаждении; количества теплоты, полученного телом при плавлении или отданного при кристаллизации; количества теплоты, полученного телом при кипении или отданного при конденсации;
-81 формулу работы в термодинамике к решению вычислительных и графических задач;
-82 первый закон термодинамики к решению задач.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Обобщать:
-83 знания об: агрегатных превращениях вещества и механизме их протекания, удельных величинах, характеризующих агрегатные превращения (удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования).
Сравнивать:
-84 удельную теплоту плавления (кристаллизации) и кипения (конденсации) по графику зависимости температуры разных веществ от времени;
-85 процессы испарения и кипения. |
Свойства газов |
На уровне запоминания
Называть:
-86 физические величины и их условные обозначения: давление, универсальная газовая постоянная, постоянная Больцмана, абсолютная влажность, относительная влажность, коэффициент полезного действия теплового двигателя;
-87 единицы перечисленных выше величин;
-88 физические приборы для измерения влажности: гигрометр, психрометр.
Воспроизводить:
-89 определения понятий: идеальный газ, изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы, критическая температура, насыщенный пар, точка росы, абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха, тепловой двигатель, КПД теплового двигателя;
-90 формулы: давления идеального газа, внутренней энергии идеального газа, законов Бойля-Мариотта, Шарля, Гей-Люссака, относительной влажности, КПД теплового двигателя, КПД идеального теплового двигателя;
-91 уравнения: состояния идеального газа, Менделеева-Клапейрона, Клапейрона;
-92 графики изотермического, изохорного, изобарного и адиабатного процессов.
Описывать:
-93 модели: идеальный газ, реальный газ;
-94 условия осуществления изотермического, изохорного, изобарного, адиабатного процессов и соответствующие эксперименты;
-95 процессы парообразования и установления динамического равновесия между паром и жидкостью;
-96 устройство тепловых двигателей (двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины, турбореактивного двигателя) и холодильной машины;
-97 негативное влияние работы тепловых двигателей на состояние окружающей среды и перспективы его уменьшения.
На уровне понимания
Приводить примеры:
-98 проявления газовых законов;
-99 применения газов в технике;
-100 применения сжатого воздуха, сжиженных газов.
Объяснять:
-101 природу давления газа;
-102 характер зависимости давления идеального газа от концентрации молекул и их вредней кинетической энергии;
-103 физический смысл постоянной Больцмана и универсальной газовой постоянной;
-104 условия и границы применимости: уравнения Менделеева-Клапейрона, уравнения Клапейрона, газовых законов;
-105 формулу внутренней энергии идеального газа;
-106 сущность критического состояния вещества и смысл критической температуры;
-107 на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества процесс парообразования, образование и свойства насыщенного пара, зависимость точки росы от давления;
-108 способы измерения влажности воздуха;
-109 получение сжиженных газов;
-110 принцип работы тепловых двигателей;
-111 принцип действия и устройство: двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины, турбореактивного двигателя, холодильной машины.
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь:
-112 выводить: уравнение Менделеева-Клапейрона, используя основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа и формулу взаимосвязи средней кинетической энергии теплового движения молекул газа и его абсолютной температуры; газовые законы, используя уравнение Клапейрона;
-113 строить дедуктивные выводы, применяя полученные знания к решению качественных задач;
-114 строить индуктивные выводы на основе результатов выполненного экспериментального исследования зависимости между параметрами состояния идеального газа;
-115 использовать гигрометр и психрометр для измерения влажности воздуха.
Применять:
-116 изученные зависимости к решению вычислительных и графических задач;
-117 полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Обобщать:
-118 полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.
Иллюстрировать:
-119 проявление принципа дополнительности при описании тепловых явлений и тепловых свойств газов. |
Свойства твёрдых тел и жидкостей |
На уровне запоминания
Называть:
-120 физические величины и их условные обозначения: механическое напряжение, относительное удлинение, модуль Юнга, поверхностное натяжение;
-121 единицы перечисленных выше величин.
Воспроизводить:
-122 определения понятий: кристаллическая решётка, идеальный кристалл, полиморфизм, монокристалл, поликристалл, анизотропия свойств, деформация, упругая деформация, пластическая деформация, механическое напряжение, относительное удлинение, модуль Юнга, сила поверхностного натяжения.
-123 формулировку закона Гука;
-124 формулы: закона Гука, поверхностного натяжения, высоты подъема жидкости в капилляре.
Описывать:
-125 модели: идеальный кристалл, аморфное состояние твёрдого тела, жидкое состояние;
-126 различные виды кристаллических решёток;
-127 механические свойства твёрдых тел;
-128 опыты, иллюстрирующие различные виды деформации твёрдых тел, поверхностное натяжение жидкости;
-129 наблюдаемые в природе и в быту явления поверхностного натяжения, смачивания, капиллярности.
На уровне понимания
Приводить примеры:
-130 полиморфизма;
-131 различных видов деформации;
-132 веществ, находящихся в аморфном состоянии;
-133 превращения кристаллического состояния в аморфное и обратно;
-134 проявления поверхностного натяжения, смачивания и капиллярности в природе и в быту.
Объяснять:
-135 анизотропию свойств кристаллов;
-136 механизм упругости твёрдых тел на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества;
-137 на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества свойства: твёрдых тел (прочность, хрупкость, твердость), аморфного состояния твёрдого тела, жидкости;
-138 существование поверхностного натяжения;
-139 смачивание и капиллярность;
-140 зависимость поверхностного натяжения от рода жидкости и её температуры.
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь:
-141 измерять экспериментально поверхностное натяжение жидкости.
Применять:
-142 закон Гука (формулу зависимости механического напряжения от относительного удлинения) к решению задач;
-143 формулу поверхностного натяжения к решению задач.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Обобщать:
-144 знания: о строении и свойствах твёрдых тел и жидкостей.
Сравнивать:
-145 строение и свойства: кристаллических и аморфных тел; аморфных тел и жидкостей. |
Электростатика |
На уровне запоминания
Называть:
-146 понятия: электрический заряд, электризация, электрическое поле, проводники и диэлектрики;
-147 физические величины и их условные обозначения: электрический заряд, напряжённость электростатического поля, диэлектрическая проницаемость, потенциал электростатического поля, разность потенциалов или напряжение, электроёмкость;
-148 единицы вышеперечисленных величин;
-149 физические приборы и устройства: электроскоп, электрометр, крутильные весы, конденсатор.
Воспроизводить:
-150 определения понятий: электрическое взаимодействие, электрические силы, элементарные электрический заряд, точечный заряд, электризация тел, проводники и диэлектрики, электростатическое поле, напряжённость электростатического поля, линии напряжённости электростатического поля, однородное электрическое поле, потенциал, разность потенциалов (напряжение), электрическая емкость;
-151 законы и принципы: сохранения электрического заряда, Кулона; принцип суперпозиции сил, принцип суперпозиции полей;
-152 формулы: напряжённости поля, потенциала, разности потенциалов, электрической ёмкости, взаимосвязи разности потенциалов и напряжённости электростатического поля.
Описывать:
-153 наблюдаемые электрические взаимодействия тел, электризацию тел. картины электростатических полей;
-154 опыты Кулона с крутильными весами.
На уровне понимания
Объяснять:
-155 физические явления: взаимодействие наэлектризованных тел, электризация тел, электризация проводника через влияние (электростатическая индукция), поляризация диэлектрика, электростатическая защита;
-156 модели: точечный заряд, линии напряжённости электростатического поля;
-157 природу электрического заряда и электрического поля;
-158 причину отсутствия электрического поля внутри металлического проводника;
-159 механизм поляризации полярных и неполярных диэлектриков.
Понимать:
-160 факт существования в природе: электрических зарядов противоположных знаков, элементарного электрического заряда;
-161 свойство дискретности электрического заряда;
-162 смысл: закона сохранения электрического заряда, принципа суперпозиции и их фундаментальный характер;
-163 эмпирический характер закона Кулона;
-164 существование границ применимости закона Кулона;
-165 объективность существования электрического поля;
-166 возможность модельной интерпретации электрического опля в виде линий напряжённости электростатического поля.
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь:
-167 анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
-168 анализировать и объяснять наглядные картины электростатического поля;
-169 строить изображения линий напряжённости электростатических полей.
Применять:
-170 знания по электростатике к анализу и объяснению явлений природы и техники.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Уметь:
-171 проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, учитывая их структуру (объект наблюдения или экспериментирования, средства, возможные выводы);
-172 формулировать цель и гипотезу, составлять план экспериментальной работы;
-173 анализировать и оценивать результаты наблюдения и эксперимента;
-174 анализировать неизвестные ранее электрические явления и решать возникающие проблемы.
Применять:
-175 полученные знания для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов. |
|