Русский    Deutsch   
  Сведения об образовательной организации
      "Основные сведения"
         «Структура и органы управления образовательной организацией».
      "Документы"
         Отчёт о результатах самообследования
         Предписания
      "Образовательные программы"
         рабочие программы 1 класс
         Рабочие программы 2 класс
         рабочие программы 3 класс
         рабочие программы 4 класс
         рабочие программы 5 класс
         Рабочие программы 6 класс
         Рабочие программы 7 класс
         Рабочие программы 8 класс
         Рабочие программы 9 класс
         Рабочие программы 10 класс
         Рабочие программы 11 класс
      "Образовательные стандарты"
      Руководство. Педагогический состав.
      «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса».
      "Стипендии и иные виды материальной поддержки"
      "Платные образовательные услуги"
      "Финансово-хозяйственная деятельность"
      "Вакантные места для приёма (перевода)"
  Правила внутреннего распорядка обучающихся МАОУ СОШ № 53 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района г. Ростова-на-Дону
  Образовательные стандарты
  История и традиции
  Социально-психологическая служба
  Сведения о педкадрах
  Школьная жизнь
  Лучшие учителя школы
  Начальная школа
  Иностранные языки
  Об оздоровительных учреждениях
  Воспитательная работа
  Мероприятия школьной библиотеки
  Библиотека
  Школьное питание
  Спортивная жизнь
  Родительский четверг
  новости
  Локальные акты
  Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №53
  Сведения об учебных программах, реализуемых образовательным учреждением
  анализ работы
  публичный отчет
  ЮИД
  Работа пришкольной оздоровительной площадки на базе МАОУ СОШ № 53
  ГИА и ЕГЭ
  образовательный процесс
  Олимпиада 2014-2015
  Количественный состав обучающихся
  Электронный дневник
  Решения педагогического совета
  Методическая работа
  Противодействие коррупции
  О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации
  Дни воинской славы и памятные даты России
  Домашнее обучение
  Выпуск 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по географии в 6-7 кл


Реализация данной программы способствует использованию различных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Организация учебного процесса учащихся направлена на: создание оптимальных условий обучения; исключение психотравмирующих факторов и сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся; развитие положительной мотивации к освоению программы по географии; развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций (Учебно-познавательные,информационные, коммуникотивные.)

В образовательном процессе используются следующие технологии: информационная (классно-урочная),игровая, учебно-поисковая, проблемная и личностно-ориентированное обучение.

Дели:

Развитие и формирование у школьников географической культуры.Осознание школьниками разнообразия природы и взаимосвязи ГО. Ознакомление с важнейшими научными гипотизами и теориями,значение карт в географической науке и в практической жизни людей и позновательными возможностями различных карт.

Задачи:

Изучение общих особенностей строения Земли ,взаимодействия компанентов природы,важность круговорота веществ и энергии в формировании всей географической оболочки и огромного разнообразия составляющих ее природных комплексов.

Программа:

Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (6-7 класс), авторская программа Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 6-9 классов.- М.:Русское слово,2008). Количество часов: всего-35,практических-15, из них оценочных-11.

Оценочные работы:

  • Система географических координат
  • Стороны горизонта.
  • Изображение рельефа на карте.
  • 3емной шар на карте.
  • Литосфера.
  • Природный комплекс. Природная зона.
  • Атмосфера.
  • Гидросфера. Целостность М.О.
  • Мировой океан и его свойства.
  • Воды суши.
  • Биосфера.

    Результаты изучения курса географии приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного подхода; освоение учащимися интеллектуальной деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованы ми в повседневной жизни.


    СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.



    Введение.
    География как наука.Источники получения знаний о природе физических явлений. Современные научные исследования космического пространства.
    История географических открытий.
    Представление о мире древности. Эпоха Великих открытий.
    Земля как планета(5)
  • Планеты Солнечной системы.
  • Форма, размеры и движение Земли.
  • Система географических координат.
  • Времена года.
  • Пояса Освещенности.

    Солнце-источник жизни на Земле.Земля как одна из 9 планет Солнечной системы.Ее ближайшие соседи. Луна-спутник Земли,их взаимодействие. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма Земли - Геоид. Сравнение Земли с другими планетами. Роль экватора, Гринвича,Полюса. Зачем нужна градусная сетка уа макете Земли (глобус). Географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.


    Земной шар на карте (4)

  • Масштаб карты и условные знаки.
  • Стороны горизонта.
  • Изображение рельефа на карте.
  • Земной шар на карте.

    Изображение поверхности Земли на карте и глобусе. План местности. Географическая карта. Классификация карт и их чтение. Составление плана местности. Составление плана местности с помощью условных знаков и послойной окраски.


    Литосфера (6).

  • Строение Земли.
  • Виды горных пород и полезные ископаемые.
  • Движение Земной коры.
  • Выветривание горных пород.
  • Рельеф суши и дна океана.
  • Литосфера.


    Геология.
    Внутреннее строение Земли, состав земной коры. Осадочные, магматические и метаморфические породы. Районы их залегания. Вертикальные и горизонтальные движения.Землетрясения и вулканизм. Физическое, химическое, биологическое выветривание. Антропогенное влияние человека. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора. (U .


    Гидросфера. (6)

  • Целостность МО.
  • Мировой океан и его свойства.
  • Мировой океан и его свойства.
  • Воды суши. Реки и озера.
  • Льды и подземные воды.
  • Воды суши. Гидросфера:Океан,море,озеро,река,круговорот воды в природе.Движение вод в океане. Роль МО в формировании атмосферы и климатов Земли. Обеспеченность водой регионов Земли,Природные памятники гидросферы. Особенности расположения и виды рек и озер. Влияние на них человека.


    Атмосфера (7).

  • Ее строение.
  • Температура воздуха.
  • Атмосферное давление.
  • Движение воздуха.
  • Вода в атмосфере.
  • Погода и климат.
  • Атмосфера. Атмосфера:Ветер, осадки,зависимость ветра от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги по Земле.


    Биосфера (2).

  • Живая природа.
  • Биосфера и ее охрана. Распределение живых организмов на Земле,взаимосвязь биосферы с другими сферами ГО и способы адаптации растений и животных к среде обитания.


    Почва(З).

  • Ее строение. Типы. Плодородие.
  • Природный комплекс. Природная зона.
  • Биосфера. Почва-природное образование. Условия формирования почвы. Причины изменения почвенного покрова. Повышение плодородия почв. Формирование ПК. Широтная и высотная зональность. Влияние климата на природные зоны.


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    к рабочей программе по математике в 6 кл

            Рабочая программа по математике  для 6 класса создана на основе Примерной программы и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

            Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики,  которые определены стандартом.

            Настоящая программа представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, основное содержание, учебно-тематический план,  требования к уровню подготовки обучающихся, перечень рекомендуемой литературы, календарно –тематический план.

          Обучение математике на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным  традициям научно-технического прогресса. В процессе обучения формируются представления о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества и  складывается представление о личности обеспечивающей социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения. В курсе  происходит формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе. Курс ставит целью  дать школьникам знания необходимые для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни. В данной программе идет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества.

       В соответствии с учебным планом МАОУ  СОШ № 53   на изучение курса математики в 6 классе отводится 5 часов в неделю, всего 175 часов.    

            Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

    Систематическое развитие понятия числа.

     Формирование у обучающихся навыков устной и письменной математической речи со всеми присущими качествами (простота, ясность, полнота, лаконичность).

    Развитие умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики.

    Подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

    Формирование навыков моделирования реальных ситуаций с помощью изучаемых математических объектов, навыков исследования полученных моделей

    Развитие умения

    ·        грамотно использовать для изучения окружающего мира такие методы, как наблюдение, моделирование, измерение;

    ·        осуществлять оценку точности измерения и вычисления;

    ·        использовать простейшую вычислительную технику для выполнения практических расчетов

    Предметно - ориентированные

    Умение правильно применять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, положительное, отрицательное, десятичная дробь и другие; переходить от одной формы записи числа к другой.

     

    Умение сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой.

    Умение выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения степеней, сочетать при вычислениях устные и письменные приемы

    Умение составлять и решать пропорции. Решать основные задачи на дроби, проценты.

    Умение округлять целые числа и десятичные дроби.

    Умение составлять несложные буквенные выражения и формулы

    Умение осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления

          Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса  используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса  учащихся направлена на:

    - создание оптимальных условий обучения;

     -исключение психотравмирующих факторов;

    - сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

    - развитие положительной мотивации к освоению  программы по истории;

    - развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

           Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология учебно-поисковой  деятельности учащихся, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, крупно-блочная система подачи материала.

           Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими) и другие.

           Результаты изучения курса математики приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию  личностно ориентированного подхода; освоение учащимися интеллектуальной  деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

       

     Используемый учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и другие "Математика 6", М." Мнемозина", 2010 г.

    Содержание программы.

     

    Раздел. Делимость чисел.

    Делители и кратные. Признаки делимости на 10, на 5, на 2.Признаки делимости на 9, на 3. Простые и составные числа. Разложение на простые множители Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.

    Наименьшее общее кратное.

     

    Обучающийся должен знать основные понятия:

     

    Простые и составные числа.

     

    Обучающийся должен уметь:

     

    1.     Пользоваться таблицей простых чисел.

    Знать и уметь пользоваться признаками делимости чисел.

    3.     Уметь раскладывать числа на простые множители.

    Находить  наибольший общий делитель двух чисел по алгоритму.

    5.     Находить наименьшее общее кратное с помощью разложения на множители.

    6.     Решение текстовых задач с применением признаков делимости.

    7.     Решение текстовых задач с применением алгоритма вычисления НОД.

    8.     Решение текстовых задач с применением алгоритма вычисления НОК.

     

    Раздел.  Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

    Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел.

    Научить сокращать дроби.

     

    Обучающийся должен знать :

     

    Основное свойство дроби. Алгоритм приведения дробей к общему знаменателю. Правила сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел.

     

    Обучающийся должен уметь:

     

    1.     Сокращать дроби, пользоваться основным свойством дроби.

    2.     Приводить дроби к общему знаменателю.

    3.     Выполнять арифметические действия с обыкновенными знаменателями.

    4.     Представлять дроби в виде суммы слагаемых.

    5.     Решать текстовые задачи.

     

    Раздел. Умножение и деление обыкновенных дробей.

    Умножение   дробей. Нахождение дроби от числа. Применении распределительного свойства умножения. Взаимно – обратные числа.

    Деление. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.

     

    Обучающийся должен знать алгоритмы:

     

    ·        умножения правильных дробей и смешанных чисел;

    ·        деления правильных дробей и смешанных чисел.

     

    Обучающийся должен уметь:

     

    1.     Уметь умножать правильные дроби и смешанные числа.

    2.     Уметь делить правильные дроби и смешанные числа.

    3.     Находить дробь от числа и числа по его дроби.

    4.     Решение текстовых  задач на нахождение дроби от числа.

    5.      Решение текстовых  задач на нахождение числа по его дроби

     

    Раздел. Отношение и пропорции.

    Отношения. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар.

     

    Обучающийся должен знать  понятия:

     

    отношение, пропорция, масштаб;

     

    Обучающийся должен уметь:

     

    1.     Определять вид заданной зависимости.

    2.     Решать типичные задачи на пропорции

    3.     Использовать в решении задач линейные диаграммы.

    4.     Решение текстовых задач повышенной сложности.

    5.     Решение задач на процесс сравнения с помощью линейных диаграмм.

    6.     Решение простейших уравнений с помощью основного свойства пропорции

     

     

    Раздел. Положительные и отрицательные числа.

    Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Изменение величин.

     

    Обучающийся должен знать  понятия:

     

    ·        координатная прямая;

    ·        положительного, отрицательного чисел

    ·        числа, противоположного данному

     

    Обучающийся должен уметь:

     

    1.     Правильно записывать и читать положительные и отрицательные числа.

    2.     Находить модуль числа.

    3.     Находить на координатной прямой точку, соответствующую данному числу.

    4.     Находить число, противоположное данному числу.

    5.     Решать простейшие уравнения, содержащие модуль.

     

     

    Раздел. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

    Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками.  Вычитание.

     

    Обучающийся должен знать правила:

     

     сложение отрицательных чисел, сложение чисел с разными знаками.  вычитание.

     

     

    Обучающийся должен уметь:

     

    1.     Складывать целые числа с одинаковыми знаками.

    2.     Складывать целые числа с разными знаками.

    3.     Действия с рациональными числами.

    4.     Уметь умножать и делить рациональные числа.

     

    Раздел. Умножение,  деление положительных и отрицательных чисел.

    Умножение. Деление. Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами. Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые.

    Обучающийся должен знать правила:

     

    Обучающийся должен уметь:

     

    1. Умножать и делить положительные и отрицательные числа.

    2. Переводить обыкновенную дробь в десятичную дробь (конечную или бесконечную).

    3.Умножить и делить рациональные числа.

    4. Переводить обыкновенные дроби вида  в десятичную дробь и обратно

     

    Раздел. Решение уравнений.

    Решение уравнений.

     

    Обучающийся должен знать  понятия:

     

    уравнение, корень уравнения, решение уравнения

     

    Обучающийся должен уметь:

     

    1.     Преобразовывать буквенные выражения путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых

    2.     Решать уравнения с целыми и дробными коэффициентами

    3.     Решать несложные текстовые задачи.

    4.     Решать текстовые задачи с указанием названия описанного процесса, параметров  его характеризующего, этапов

    5.     Составлять математические модели, описывающей процесс в виде уравнения.

     

     

    Раздел. Координаты на плоскости.

    Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Столбчатые диаграммы. Графики.

     

    Обучающийся должен знать  понятия:

     

    -       прямоугольная система координат, условия ее задания

    -       абсцисса и ордината точки

     

    Обучающийся должен уметь:

     

    1.     Задавать систему координат

    2.     Знать порядок записи координат точки и их название

    3.     Строить точку по заданным координатам.

    4.     Находить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.

    5.     Выполнять рисунки по точкам, заданным своими координатами.

    6.     Строить прямые по двум точкам, заданным своими координатами.

    7.     Находить координаты точек, симметричных относительно осей и точки, симметричной относительно  начала координат.

     

     

     

     

     

     

     

    Учебно-тематический план

    Тема

    Примерное количество часов

    Формы контроля

    1

    Делимость чисел

    16

     

    2

    Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

    22

     

    3

    Умножение и деление обыкновенных дробей

    33

     

    4

    Отношение и пропорции

    20

     

    5

    Положительные и отрицательные числа

    13

     

    6

    Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

    11

     

    7

    Умножение, деление положительных и  отрицательных чисел

    12

     

    8

    Решение уравнений

    18

     

    9

    Координаты на плоскости

    10

     

    10

    Повторение. Решение задач

    16

     

     

    ИТОГО

    175

     

     

    Требования к уровню подготовки обучающихся

     

    В результате изучения курса ученик должен  знать/понимать:

    ·        Понятия простого и составного числа;

    ·        Разложения натурального числа на простые множители;

    ·        Знать признаками делимости чисел.

    ·        Алгоритм умножения правильных дробей и смешанных чисел;

    ·        Алгоритм деления правильных дробей и смешанных чисел

    • Понятия отношение, пропорция, масштаб;
    • Понятие координатная прямая;
    • Понятия положительного, отрицательного чисел
    • Понятие числа, противоположного данному
    • Понятие модуля числа. уравнение, корень уравнения, решение уравнения
    • прямоугольная система координат, условия ее задания
    • абсцисса и ордината точки
    • Знать порядок записи координат точки и их название
    •  

    Уметь:

    ·        Находить наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное с помощью разложения на множители.

    ·        Решать текстовых задач с применением признаков делимости.

    ·        Решать текстовых задач с применением алгоритма вычисления НОД.

    ·        Решать текстовых задач с применением алгоритма вычисления НОК

    ·        Сокращать дроби

    ·         Приводить дроби к общему знаменателю

    ·        Находить дробь от числа и число по его дроби

    ·        Умножать правильные дроби и смешанные числа

    ·         Делить правильные дроби и смешанные числа

    ·        Находить дробь от числа и число по его дроби

    ·        Составлять пропорции и решать их.

    ·        Определять вид заданной зависимости.

    ·        Решать типичные задачи на пропорции

    ·        Использовать в решении задач линейные диаграммы.

    ·        Правильно записывать и читать положительные и отрицательные числа.

    ·        Находить модуль числа.

    ·        Находить на координатной прямой точку, соответствующую данному числу.

    ·        Находить число, противоположное данному числу

    ·        Решать простейшие уравнения, содержащие модуль.

    ·        Складывать целые числа с одинаковыми знаками.

    ·        Складывать целые числа с разными знаками.

    ·        Действия с рациональными числами.

    ·        Уметь умножать и делить рациональные числа.

    ·        Умножить (разделить) рациональные числа.

    ·         Переводить обыкновенные дроби вида  в десятичную дробь и обратно

    ·        Преобразование буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых

    ·        Решение уравнений с целыми и дробными коэффициентами

    ·        Решение несложных текстовых задач.

    ·        Составление математической модели, описывающей процесс в виде уравнения.

    ·        Находить точку по ее координатам и координаты точки.

    ·        Задавать систему координат

    ·        Строить точку по заданным координатам.

    ·         Находить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.

    ·        Выполнять рисунки по точкам, заданным своими координатами.

    ·        Строить прямые по двум точкам, заданным своими координатами.

    ·        Находить координаты точек, симметричных относительно осей и точки, симметричной относительно  начала координат.

    Литература и средства обучения.

     

    1. Виленкин Н. Я. И др.  Математика, учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений 2006 - 2007 Москва: Мнемозина

     

    2. Чесноков А. С. Нешков К. И. 

    Дидактические материалы по математике

    2009 - 2010 Москва: Просвещение

     

    Дополнительная литература

     

    1. Шарыгин И., Ф., Шевкин А., В.Математика. Задачи на смекалку

    1996 М, Просвещение


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    к рабочей программе по истории в 6 кл


    Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по истории 5-9 классы и программы общеобразовательных учреждений 6-9 классы А. А. Данилова, М., Просвещение, 2012 г. Рабочая программа конкретизирует содержание предмет¬ных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по раз¬делам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часа, из расчета 2 часа в неделю (29 часов история Средних веков, 41 час история России).
    Настоящая программа по истории представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень рекомендуемой литературы, календарно-тематический план. Основное содержание линии календарно-тематического планирования истории в 6 классе реализуется в рамках двух курсов - «История России» и «История Средних веков». Предполагается параллельное изучение двух курсов.
    Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию. Задачи курса – показать самобытные черты Средневековья, его особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения к традициям своим и чужим.
    Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследит динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, Америки при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
    Актуальность. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
    Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней.
    Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
    Таким образом, представляется очень актуальным в различных аспектах изучение данного курса.
    Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
    Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
    Изучение истории в 6 классе рассчитано на достижение следующих целей обучения:
    1. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
    2. Сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории.
    3. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия.
    4. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама.
    5. Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
    6. Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
    7. Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
    8. Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
    9. Знать исторические термины, основные периоды отечественной истории с древнейших времён до конца XVI века и этапы наиболее масштабных событий.
    10. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
    11. Называть: место, обстоятельства, участников событий, крупнейших государственных и общественных деятелей, основные политические течения, партийные организации, выдающихся представителей и достижения науки и культуры, известных полководцев, участников военных событий.
    12. Показывать на исторической карте территории, промышленные центры, места важнейших военных сражений.
    13. Проводить поиск (устно или письменно) о наиболее значимых событиях истории.
    Задачи – создать учащимся возможности для:
  • воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям разных стран и народов, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоения знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности (т.е. формирование общеучебных ЗУНов, определяемых Обязательным минимумом исторического образования и ГОСТом);
  • овладения элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации (т.е. формирование новых и закрепление ранее приобретенных СУДов, в том числе самостоятельного исторического синтеза и анализа (текстов и др. документов, причинно-следственных связей, целей и результатов, конкретных исторических ситуаций и пр.); обобщения, сопоставления различных фактов, явлений, оценок, суждений, гипотез и пр. (в том числе и с учетом элементов историографии); использования различных источников информации, включая INTERNET);
  • формирования ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  • применения знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;
  • формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.
    Основная функция курса — формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
    В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.
    Гуманизация при изучении данного курса. Она прослеживается:
  • в отборе учебного материала (внимание к историческим личностям, их социально-психологическим портретам, этнографическим сведениям, традициям культурного наследия, социальному поведению человека в рассматриваемый период, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии);
  • в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человечества (овладение основами знаний и ценностных ориентаций, что способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемым историческим явлениям и событиям);
  • в технологии преподавания (создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания; обращение к диалоговому обучению; создание условий для многоуровневого общения и поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности);
  • в ориентации преподавания на «проживание» учащимися разных исторических эпох, разных типов культур;
  • в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений, на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, развитие, исторические условия и теории — то, что развивает способность понимания исторических эпох;
  • в развитии творческого мышления и культурного кругозора школьников;
  • в создании на уроке атмосферы сотрудничества (важным условием активизации учебной деятельности является диалог, живой обмен знаниями, суждениями, забота о культуре общения).
    Организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяются на фронтальные, групповые и индивидуальные. С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и вне учебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения. Дополнительные занятия (консультации, индивидуальные занятия) и самостоятельная работа проводятся с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.
    Среди общих требований организации учебного процесса можно выделить следующие:
  • Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение уроков на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
  • Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
  • Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.
  • Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
  • Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
  • Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
  • Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
  • Эффективное использование педагогических средств.
  • Связь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом учащихся.
  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
  • Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.
  • Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
    В преподавании данного курса применяются технологии, обеспечивающие реализацию целей рабочей образовательной программы. Приоритетными, используемыми учителем в образовательном процессе являются технологии: личностно-ориентированного образования, проблемного обучения, проектные, учебно-социальные практики, критического мышления, эффективной речевой деятельности, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии.
    В процессе реализации программы формируются также ключевые и общепредметные компетенции:
  • Ценностно-смысловые компетенции - компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
  • Общекультурные компетенции - круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
  • Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
  • Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
  • Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
  • Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
  • Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

    Содержание курса становится средством подготовки личности к жизни, к поведению в окружающей среде, в обществе, вооружает школьников умениями пользоваться различными источниками исторической информации, интегрировать эту информацию, «класть» ее на карту, вести наблюдения, правильно ориентироваться в обществе, прогнозировать тенденции развития исторического процесса Используемые учебники: - Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение», 2012;- Данилов А. А., Косулина Л. Г. С древнейших времен до конца XVI века. М., Просвещение, 2012.