Пояснительная записка
к рабочей программе по немецкому языку 8 класс
Иностранный язык как учебный предмет наряду с родным языком и литературой входит в образовательную область «Филология», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника. Иностранный язык как учебный предмет характеризуется межпредметностью, многоуровневостью, полифункциональностью.
Данный курс изучения немецкого языка направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Курс ориентирован не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовывать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Изучение немецкого языка на данной ступени образования направлено на достижение следующих целей:
1. развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:
— речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
— языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
— социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
— учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
2. развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
— формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
— развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
— осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Рабочая программа по немецкому языку для 8 классов составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением немецкого языка (2 - 11 классы). Автор - Гальскова Н.Д. выдвигаемым Федеральным государственным образовательным стандартом. Преподавание предмета «Немецкий язык» осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Ростовской области.
Структура рабочей программы на основе требований федерального государственного образовательного стандарта имеет следующие компоненты:
- титульный лист;
-пояснительную записку (общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета);
- содержание учебного предмета, курса с перечнем разделов и указанием планируемых результатов по каждому разделу на повышенном уровне, указанием количества часов для изучения раздела (учебно-тематический план), требованиями по видам речевой деятельности, требованиями к овладению языковыми знаниями и навыками, требованиями к уровню подготовки учащихся, определяющими основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения; с системой оценки планируемых результатов (перечнем проверочных и практических занятий/работ по разделам, работ в рамках внутришкольного контроля);
- календарно-тематическое планирование с указанием даты проведения урока, разделом учебной программы по предмету, темой урока, темой проверочных и практических работ/занятий, указанием количества часов, отводимых на освоение программного материала, основных видов учебной деятельности и оборудования уроков;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса с указанием печатных пособий, экранно-звуковых пособий, технических средств обучения, цифровых образовательных ресурсов, демонстрационных пособий.
В Приложении к программе представлены варианты контрольных работ.
Для проверки уровня сформированности тех или иных языковых и речевых компетенций предполагается провести 5 контрольных работ в рамках
проведения внутришкольного контроля: входящая диагностика, контроль аудирования, контроль чтения, контроль монологического и диалогического устного высказывания, итоговый лексико-грамматический тест.
Согласно Федеральному базисному учебному плану, программе общеобразовательных учреждений с углублённым изучением немецкого языка (2 -11 классы) и Учебному плану школы на 2014-2015 учебный год в 8 классе предусмотрено на изучение предмета «Немецкий язык» 210 учебных часов (из расчёта 6 часов в неделю).
Содержание программы
Содержание курса
Наименование разделов, характеристика основных содержательных линий, планируемые результаты
Раздел 1 «Я – это я или…» включает следующие темы: «Я – это я или…», «Мы такие разные», «Я был, я есть, я буду», «Проблемы и их решение», «Ценности, идеалы, идолы».
Обучающийся должен познакомиться с мнениями немецких школьников об особенностях характера, о межличностных отношениях, о проблемах, жизненных ценностях и идеалах.
Обучающийся должен знать:
- лексику по данной теме;
- повторение грамматики – времена индикатива;
- страноведческую информацию по теме.
Обучающийся должен уметь:
- обмениваться мнениями и проводить межкультурное сравнивание, используя речевые обороты, по теме «Жизненные ценности »;
- давать характеристику персонажам на основе прочитанного или прослушанного текста;
- проводить опросы, тестирования, писать личный дневник и брать интервью по теме;
- соотносить слова и картинки, дополнять предложения, вычленять главные мысли текстов;
- понимать на слух аутентичную речь с извлечением основной информации (1с, упр.1);
- находить необходимую информацию в Интернете и использовать её при работе над проектами (1с, упр.9).
Раздел 2 «Жильё» включает следующие темы: «Жить и чувствовать себя хорошо», «Где мы живём», «Где это находится», «… не дома», «Немного из истории». Обучающийся должен познакомиться с образом жизни и отношением к жилью его ровесников в Германии.
Обучающийся должен знать:
- лексику по данной теме;
- правила употребления грамматической конструкции Präpositionunweit + Genitiv;
- страноведческую информацию по теме.
Обучающийся должен уметь:
- проводить межкультурное сравнивание по теме «Квартира/жильё»;
- рассказывать о своём квартале и квартире;
- проводить опросы, тестирования и брать интервью по теме;
- писать о преимуществах и недостатках различных жилищных условий;
- написать письмо о своей квартире и переводить письма в Германию;
- прогнозировать содержание текста на основе заданного рисунка или заданного начала текста, соотносить слова и картинки, дополнять предложения, вычленять главные мысли текстов, работать с текстами с пропусками (2с, упр. 5);
- отвечать на вопросы, используя визуальную опору;
- понимать на слух аутентичную речь с извлечением основной информации (2d, упр. 3).
Раздел 3 «Настоящая дружба» включает следующие темы: «Их водой не разольёшь», «Нам надо об этом поговорить», «У меня есть друг, который…», «Дружба навсегда и навечно», «Одиночество и дружба». Обучающийся должен познакомиться с отношением к дружбе и друзьям его ровесников в Германии.
Обучающийся должен знать:
-лексику по данной теме;
- правила Deklination der Relativpronomen, Relativsätze, Rektion der Verben;
- пословицы и поговорки о дружбе, страноведческую информацию по теме.
Обучающийся должен уметь:
-проводить межкультурное сравнивание по теме «Дружба»;
- высказывать своё мнение с опорой на приведённые выражения,
- рассказывать о своём отношении к дружбе и друзьям, а также о проблемах одиночества;
- давать характеристику другу или подруге и выказывать своё отношение к нему или к ней;
- проводить опросы, тестирования и брать интервью по теме;
- вычленять главные мысли текстов;
- понимать на слух аутентичную речь с извлечением основной информации (3а, упр. 2).
Раздел 4 «Свободное время» включает следующие темы: «А как это в Германии?», «Отношение к свободному времени», «Дискотека или…?», «Граффити – необычное увлечение?», «Трудно поверить». Обучающийся должен познакомиться с возможностями проведения свободного времени его ровесников в Германии.
Обучающийся должен знать:
- лексику по данной теме;
- правилаупотребленияграмматическихконструкций wegen + Genitiv, Doppelkonjunktionen bald… bald, entweder …oder, sowohl… als auch, je… desto, weder … noch.
- страноведческую информацию по теме.
Обучающийся должен уметь:
- проводить опрос по теме, оценивать его результаты и проводить межкультурное сравнивание по теме «Свободное время »;
- работать с различными видами текстов: реклама, статистические данные, интервью и т.д., и определять эти тексты;
- информировать о людях с необычными хобби;
- строить диалогические и монологические высказывания с опорой на заданные лексические средства.
Раздел 5 «Праздники и обычаи» включает следующие темы: «Праздники в Германии», «Это стало уже традицией», «Чего только не бывает», «Другие страны – другие обычаи», «Фестивали в Германии». Обучающийся должен познакомиться традициями проведения праздников и фестивалей в Германии.
Обучающийся должен знать:
- лексику по данной теме;
- правила употребления InfinitivPassivmitModalverben;
- страноведческую информацию о праздниках и фестивалях в Германии.
Обучающийся должен уметь:
- беседовать и проводить межкультурное сравнивание по теме «Праздники»;
- рассказывать в устной и письменной форме о любимых праздниках;
- беседовать и сравнивать традиции и обряды проведения праздников в Германии и в России;
- рассказывать об исконно славянском празднике Масленица (5d ,упр. 6);
- выполнить практические работы – календарь праздников, поделки, традиционные блюда;
- находить необходимую информацию в Интернете и использовать её при работе над проектами (5е, упр.6).
Раздел 6 «Еда» включает следующие темы: «Страна без гурманов», «Привычки в еде», «Я бы хотел…», «Напитки на любой вкус», «Интересное о еде и напитках». Обучающийся должен познакомиться с традиционными блюдами Германии.
Обучающийся должен знать:
- лексику по данной теме;
- правила употребления StarkeDeklinationderAdjektive;
- страноведческую информацию по теме.
Обучающийся должен уметь:
- проводить межкультурное сравнивание по теме «Еда»;
- вести беседу о предпочтениях в еде;
- приготовить своё любимое блюдо и рассказать о нём;
- рассказывать о своём рационе питания и о том, что обычно едят в течение дня молодые люди в Германии;
- анализировать и интерпретировать художественный текст;
- употреблять в речи грамматические явления (StarkeDeklinationderAdjektive), например, при инсценировании диалогов в ресторане при заказе блюд;
- обосновать свою позицию в устной форме по проблеме: «Фаст-фуд: за и против» в ходе участия в дискуссии;
- рассказывать на основе прочитанных текстов легенды происхождения различных напитков.
Раздел 7 «Здоровый образ жизни» включает следующие темы: «Это полезно», «Оставайтесь невозмутимыми», «Здоровый образ жизни?», «Не делай себя зависимым», «Чудесное средство для лечения». Обучающийся должен познакомиться с отношением к здоровому образу жизни его ровесников в Германии.
Обучающийся должен знать:
- лексику по данной теме;
- правила употребления грамматической конструкции statt + Genitiv;
- страноведческую информацию по теме.
Обучающийся должен уметь:
- проводить межкультурное сравнивание по теме «Что такое здоровый образ жизни »;
- проводить интервью и опрос, оценивать его результаты;
- давать характеристику персонажам на основе прочитанного или прослушанного текста;
- употреблять в речи грамматическую конструкцию statt + Genitiv;
- подготовить сообщения о влиянии витаминов, смеха, спорта и т.д. на здоровье;
- обосновать свою позицию в устной форме и письменной форме (письмо) по проблеме: «Моё отношение к курению, алкоголю и наркотикам» в ходе участия в дискуссии;
- понимать на слух аутентичную речь с извлечением основной информации (7d, упр.1, 2);
- формулировать основные мысли и извлекать важную информацию из текстов;
- уметь рассказывать о нетрадиционной медицине.
Раздел 8 «Семья» включает следующие темы: «Родители и дети: кто прав», «Воспитывать – но как?», «Для чего нужна семья?», «Семья сегодня и в 2020 году», «Из жизни великого композитора». Обучающийся должен познакомиться с семейными традициями и проблемами его ровесников в Германии.
Обучающийся должен знать:
- лексику по данной теме;
- правилаупотребления Deklination der Adjektive im Plural;
- страноведческую информацию по теме, например текст законов Германии о семье.
Обучающийся должен уметь:
- проводить межкультурное сравнивание по теме «Семья»;
- беседовать о семейных проблемах, об отношениях между родителями и детьми, рассказывать о своей семье;
- обосновывать мнение о том, для чего нужна семья, прогнозировать свою будущую семью;
- давать характеристику персонажам на основе прочитанного или прослушанного текста;
- анализировать и интерпретировать художественный текст (отрывок из романа о детстве Бетховена);
- употреблять в речи грамматические явления DeklinationderAdjektiveimPlural;
- понимать на слух аутентичную речь с извлечением основной информации (8d, упр.7).
Раздел 9 «Школьные проблемы» включает следующие темы: «Учителя и ученики: мешают ли они друг другу?», «Из школьных будней», «В школе нас часто ждёт разочарование», «Школьные истории», «Макс и Мориц». Обучающийся должен познакомиться с школьными проблемами и отношениями между учителями и учениками в Германии.
Обучающийся должен знать:
- лексику по данной теме;
- правила употребления грамматических конструкций ohne …+ zu + Inf., (an)statt + zu + Inf.;
- страноведческую информацию по теме.
Обучающийся должен уметь:
- проводить межкультурное сравнивание по теме «Проблемы в школе»;
- высказывать своё мнение о проблемах в школе (отношения с учителями, школьные занятия, поведение на уроке);
- употреблять в речи грамматические явления ohne …+ zu + Inf., (an)statt + zu + Inf.;
- понимать на слух аутентичную речь с извлечением основной информации (9а, упр.1,2);
- анализировать и интерпретировать художественный текст В. Буш «Макс и Мориц»(9е, упр. 1).
Раздел 10 «Каникулы и отдых» включает следующие темы: «Отпуск с чистой совестью», «Различные путешествия», «Где предпочитают отдыхать немцы?», «Впечатления от нового города», «История и современность». Обучающийся должен познакомиться с любимыми местами отдыха его ровесников в Германии.
Обучающийся должен знать:
- лексику по данной теме;
- правила употребления Final-Sätze (damit-Sätze),
- страноведческую информацию по теме.
Обучающийся должен уметь:
- проводить межкультурное сравнивание по теме «Отдых»;
- обмениваться мнениями о преимуществах и недостатках различных видов отдыха;
- рассказывать о поездках с классом;
- составлять рекламный проспект;
- анализировать и интерпретировать художественный текст – баварская легенда (10е, упр. 1);
- употреблять в речи Final-Sätze (damit-Sätze);
- находить необходимую информацию в Интернете и использовать её при работе над проектами (10а, упр.5).
1.2 Виды речевой деятельности:
(Речевые умения)
Говорение.
Диалогическая речь.
Совершенствование умений участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах-обменах информацией, а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой тематики, в ситуациях повседневного общения в рамках тематики и проблематики, соответствующей возрастным интересам учащихся.
Развитие умений: - устанавливать и поддерживать социальный контакт с партнёром по общению;
- сообщать и запрашивать информацию в наиболее типичных ситуациях повседневного общения в рамках тематики и проблематики, соответствующей возрастным интересам учащихся;
- побуждать кого-либо к действию и реагировать на побуждение, высказанное в его адрес;
- выражать на элементарном уровне своё отношение к высказыванию партнёра, своё мнение по обсуждаемой теме.
Объём диалогов – до 2-4 реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь.
Совершенствование умений устно выступать с сообщениями в связи с увиденным/прочитанным, по результатам работы над иноязычным проектом.
Развитие умений: - выражать на элементарном уровне своё отношение к прочитанному/прослушанному/увиденному;
- давать описание чего-либо/кого-либо, делать сообщения и рассказывать о чём-либо, используя в этих целях программный лексико-грамматический материал;
- участвуя в обсуждении какой-либо темы, высказывать свою точку зрения, аргументировать её;
- в краткой форме передавать содержание прочитанного/прослушанного текста, выражая при этом своё отношение к полученной информации.
Объём монологического высказывания –8-10 фраз.
Слушание (Аудирование).
Развитие у учащихся умений:
- извлекать из текста полную (детальную), основную, необходимую/важную информацию;
- интерпретировать полученную информацию, выражать своё отношение к ней;
- прогнозировать содержание текста, сопоставлять свои варианты прогнозов с оригиналом;
- пользоваться различными стратегиями раскрытия значения незнакомой лексики (языковая догадка, словарь и т.д.);
- понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, а также содержание аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания до 3-х минут:
- понимания основного содержания несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера: теле- и радиопередач в рамках изучаемых тем;
- выборочного понимания необходимой информации в объявлениях и информационной рекламе;
- относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее распространённых стандартных ситуациях повседневного общения.
- отделять главную информацию от второстепенной;
- выявлять наиболее значимые факты.
Чтение.
Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов
различных стилей; публицистических, научно-популярных, художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учётом межпредметных связей):
- ознакомительного чтения – с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;
- изучающего чтения – с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);
- просмотрового/поискового чтения - с целью выборочного и точного понимания необходимой/интересующей информации из текста, статьи, проспекта.
Развитие умений:
- извлекать полную (детальную),основную, необходимую/важную информацию;
- интерпретировать полученную информацию, выражать своё отношение к ней;
- прогнозировать содержание текста, сопоставлять свои варианты прогнозов с оригиналом;
- пользоваться различными стратегиями раскрытия значения незнакомой лексики (языковая догадка, словарь и т.д.);
- составления плана, заполнение таблиц и т.д.,
- использовать содержание текста для построения устных и письменных высказываний;
- восприятия текста (актуализация личного опыта путём привлечения знаний из других областей, например: составление ассоциограмм, прогнозирование содержания текста, предварительное снятие языковых трудностей и т.д.).
- выделять основные факты;
- отделять главную информацию от второстепенной;
- предвосхищать возможные события/факты;
- раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
- понимать аргументацию;
- определять своё отношение к прочитанному.
Письмо и письменная речь.
Развитие умений;
- писать личное письмо;
- составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста;
- сообщать/запрашивать информацию, корректно использовать при этом формы речевого общения и соответствующие языковые средства, составляющие активный лексический и грамматический минимум и соотносимые с культурными нормами письменного общения носителей изучаемого языка;
- давать совет и адекватно реагировать на совет, высказанный в свой адрес;
- давать описание (в общих чертах или подробно) конкретного лица/события/предмета, выражая при этом эмоциональное отношение к предмету высказывания;
- давать характеристику кому-либо/чему-либо;
- сообщать о событии, о своём мнении, личных проблемах , отношении к чему-либо.
Учебно-познавательные умения
Дальнейшее развитие обще-учебных умений, связанных с приёмами самостоятельного приобретения знаний: использовать двуязычный и одноязычный (толковый) словари и другую справочную литературу, в том числе лингвострановедческую, ориентироваться в письменном и аудиотексте на немецком языке, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных источников на немецком языке.
Развитие специальных учебных умений: интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры, использовать выборочный перевод для уточнения понимания текста на немецком языке.
Социокультурные знания и умения.
Дальнейшее развитие социокультурных знаний и умений происходит за счёт углубления:
- социокультурных знаний о правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер общения в иноязычной среде (включая этикет поведения при проживании в зарубежной семье, при приглашении в гости, а также этикет поведения в гостях); о языковых средствах, которые могут использоваться в ситуациях неофициального характера;
- межпредметных знаний о культурном наследии страны/стран, говорящих на немецком языке, об условиях жизни разных слоёв общества в ней/них, возможностях получения образования и трудоустройства, их ценностных ориентирах.
Дальнейшее развитие социокультурных умений использовать:
- необходимые языковые средства для выражения мнений (согласия/несогласия, отказа) в некатегоричной и неагрессивной форме, проявляя уважение к взглядам других;
- необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить родную страну и культуру в иноязычной среде, оказать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения;
- формулы речевого этикета в рамках стандартных ситуаций общения
Языковые знания и навыки.
(Практическое усвоение)
Работа над языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими, грамматическими явлениями) интегрируется в общий процесс развития у восьмиклассников коммуникативной и межкультурной компетенций. В VIII классе продолжается работа над совершенствованием фонетических, орфографических и лексико-грамматических навыков как составляющих коммуникативной компетенции в устной и письменной речи.
Орфография.
Работа над орфографической стороной речи осуществляется в процессе выполнения учащимися упражнений в списывании (из учебника, с доски), лексико-грамматических упражнений и письменных творческих заданий (сочинений, письменных пересказов ит.д.), а также в ходе написания словарных диктантов, самодиктантов, диктантов в парной работе.
Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум базового уровня.
Фонетическая сторона речи.
Обучение произносительной стороне немецкоязычной речи осуществляется в ходе работы над техникой чтения вслух (выразительное чтение вслух текстов), развитие аудитивных умений в процессе понимания аудиотекстов (совершенствование механизмов слухового восприятия речи при работе с материалами аудиоприложения).
Лексическая сторона речи.
Расширение активного словаря учащихся, который состоит из слов, словосочетаний и выражений, используемых учащимися в устных и письменных высказываниях, осуществляется преимущественно, как и в предыдущих классах,
за счёт лексики в рамках изучаемых тем. Лексика вводится в связном контексте, представляющем собой аудиотекст или печатный текст, сопровождаемый, как правило, визуальной наглядностью. Предлагаемые в учебнике и рабочей тетради упражнения с лексической направленностью (преимущественно лексическая часть каждого параграфа - часть b) имеют целью научить учащихся использовать лексические единицы адекватно ситуации речевого общения, для выражения своего мнения/отношения к предмету речи. Особое значение приобретает развитие языковой и контекстуальной догадки, а именно догадки о значении незнакомых слов с помощью ассоциаций и аналогий, по словообразовательным элементам, по созвучию с родным языком.
Ведётся интенсивная работа над потенциальным словарём учащихся, т.е. над словами, которых не было в речевом опыте учащихся, но о значении которых они могут догадаться. В этих целях предлагаются специальные упражнения, направленные на дифференциацию, систематизацию и группировку слов по семантической общности и формальным, в том числе словообразовательным элементам.
Продолжается интенсивная работа по совершенствованию умений учащихся пользоваться одно- и двуязычными словарями.
Грамматическая сторона речи.
Целью работы над грамматической стороной устной и письменной речи учащихся является развитие у них умений корректно с точки зрения грамматических норм современного немецкого языка оформлять свои устные и письменные высказывания в рамках лексических тем и ситуаций и с учётом грамматических явлений, предусмотренных Программой для VII класса.
Введение продуктивного грамматического материала и формирование активного грамматического навыка осуществляется преимущественно на знакомом лексическом материале. Учащиеся должны не только овладеть структурными (формальными) особенностями нового грамматического явления, но и понять, какие функции оно выполняет в реализации речевых действий.
В VIII классе проводится работа по систематизации языковых знаний учащихся, осуществляется их знакомство с грамматической терминологией и грамматическими правилами. Однако эта работа не является самоцелью. Главное, чтобы учащиеся научились практически пользоваться тем или иным грамматическим явлением в устном и письменном общении.
При знакомстве с новым грамматическим явлением/правилом важно стимулировать учащихся к самостоятельному формулированию правила (на родном языке) на основе анализа практических примеров употребления этого явления, составления собственных опор для лучшего его запоминания.
Грамматические компетенции:
- Wiederholung: Tempus des Indikativs;
- Wunschsätze (wenn-Sätze);
- Präposition unweit + Genitiv;
- Wiederholung: die schwache und die gemischte Deklination der Adjektive;
- Starke Deklination der Adjektive;
- Deklination der Adjektive im Plural;
- Deklination der Relativpronomen, Relativsätze;
- Rektion der Verben;
- Präposition wegen + Genitiv;
- Doppelkonjunktionen bald… bald, entweder …oder, sowohl… als auch, je… desto, weder … noch;
- Infinitiv Passiv mit Modalverben;
- Konstruktion statt + Genitiv;
- Konstruktionen ohne …+ zu + Inf., (an)statt + zu + Inf.;;
- Final-Sätze (damit-Sätze).
2. Учебно-тематический план
№ |
Названия тем |
Количество часов по теме |
8а |
1. |
Я – это я или… |
23 |
2. |
Жильё |
23 |
3. |
Дружба |
20 |
4. |
Свободное время |
23 |
5. |
Праздники и фестивали |
18
|
6. |
Еда |
18 |
7. |
Здоровый образ жизни |
23 |
8. |
Семья |
20 |
9. |
Школьные проблемы |
21 |
10. |
Каникулы и отдых |
16 |
|
Итого за год: |
205 |
Система оценки планируемых результатов
Перечень проверочных работ по темам
№ раздела |
Тема |
1. |
Контроль письменной речи. Правильное написание письма 1D, упр.5, стр.24
|
2. |
Контроль письменной речи перевод с русского на немецкий 2С стр.36 упр.4. |
3. |
Р.Т. 3С стр.36 упр.5 самостоятельная работа (Relativsätze) |
4. |
Самостоятельная работа по грамматике 4С, упр. 4 стр. 60 (Doppelkonjunktionen) |
5. |
Контроль чтения с целью понять общую идею текста 5Dупр. 4, стр.77 |
6. |
Самостоятельная работа по грамматике 6C упр. 7, стр. 90
|
7. |
Контроль восприятия звучащей речи на слух 7D, упр.1,2, стр.106 |
8. |
Самостоятельная работа по грамматике 8C, упр. 5, стр. 121-122)
Deklination der Adjektive |
9. |
Контроль восприятия звучащей речи на слух 9B, упр.5, стр.132-133 |
10. |
Контроль чтения с целью найти детальную информацию в тексте 10E, упр. 1, стр. 154 |
Перечень практических работ
№ |
Тема |
Раздел 1
|
Я – это я или…
Самопрезентация /Моя биография 1C стр.22 упр. 9
|
Раздел 2 |
Жильё
«Где я живу» - презентация/коллаж 2В стр.32 упр6 |
Раздел 3 |
Дружба
Сочинение «Мои друзья»Р.Т. стр.40 упр.2 |
Раздел 4 |
Свободное время
Коллаж «Моё свободное время» 4А стр.53 упр.3 |
Раздел 5 |
Праздники и фестивали
Сочинение «Масленица в России» 5Dcтр.78 упр.6 |
Раздел 6
|
Еда
Презентация проекта «Моё любимое блюдо» |
Раздел 7
|
Здоровый образ жизни
Презентация. (Творческая работа)
«Что значит Здоровый образ жизни»
«Вред табака, алкоголя, наркотиков»
|
Раздел 8 |
Семья
Интервью „Familie oder Single“ (8D, упр. 3, стр. 123) |
Раздел 9 |
Школьные проблемы
Интервью «Поговорим о домашних заданиях» (9B, упр. 8, стр. 135) |
Раздел 10 |
Каникулы и отдых
Проект «Моё любимое место отдыха»
Рекламный проспект турфирмы |
Контроль реализации Программы
1. Входной контроль
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Цель работы: диагностика остаточного уровня сформированности лексических и грамматических навыков за 2013/2014 уч. г.
2. Контроль аудирования (В формате ЕГЭ)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Цель работы: контроль умений извлекать из аутентичного аудиотекста наиболее значимую, необходимую/интересующую информацию.
Контроль навыка чтения
Цель работы: контроль умений
- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания;
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста, оценивать полученную информацию;
- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
4. Контроль устной речи (монолог + элементы диалога)
(В формате ЕГЭ)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Цель работы:
- контроль умений в заданном объёме сообщать наиболее важную информацию по теме/проблеме, используя изученный лексический и грамматический материал, выражая собственное мнение и отношение по освещаемой теме/проблеме;
Объём монологического высказывания 18фраз.
Темы монологов:
1. Deinem deutschen Freund/Deiner deutschen Freundin ist es interessant, zu erfahren, wofür du dich interessierst; welche Freizeitgestaltungmöglichkeiten es in Rostow am Don gibt und womit du dich in deiner Freizeit am liebsten beschäftigst? Was könntest/möchtest du ihm/ihr zeigen?
2. Was bedeutet Freundschaft für dich? Hast du den besten Freund? Wie ist er? Habt ihr gemeinsame Interessen? Welche? Was macht ihr zusammen? Streitet ihr oft? Warum?
3. Welche Feste feiert man in Russland und in Deutschland? WasistdeinLieblingsfest?
5. Итоговый контроль (В формате ЕГЭ)
ПРИЛОЖЕНИЕ №4.
Цель работы:
1) контроль уровня сформированности лексических и грамматических навыков, а также степени сформированности социокультурных знаний и умений за курс 8 класса;
2) определение результативности и успешности обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения немецкого языка ученик 8 класса должен знать/понимать:
- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
- признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
- роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка.
Обучающийся должен уметь:
говорение
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка;
- делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
- использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
аудирование
- понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;
- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;
- использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение
- ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;
- читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
IV.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия
Н.Д. Гальскова, Е.В. Лясковская, Е.П.,ПеревозникMosaikVIII: учебник немецкого языка для VIII класса школ с углублённым изучением немецкого языка LehrbuchLesebuch. - М.: Просвещение, 2009
Лясковская, Е.П. Перевозник MosaikVIIIArbeitsbuch: рабочая тетрадь к учебнику немецкого языка для VIII класса школ с углублённым изучением немецкого языка. - М.: Просвещение, 2009
Аудиоприложение к учебнику MosaikVIII. - М.: Просвещение, 2009
Книга для учителя к учебнику немецкого языка для VIII класса школ с углублённым изучением немецкого языка / Н.Д. Гальскова, Е.М. Борисова, И.Р. Шорихина - М.: Просвещение, 2009
Овчинникова А.В., Овчинников А.Ф. Тесты по немецкому языку. - М.: Лист, 1998
Силаева Т.А. Грамматика немецкого языка в упражнениях и тестах. - Минск: Харвест, 2006
Соколова Н.Б. Молчанова И.Д., Гутрова Е.И. «Справочник по грамматике немецкого языка», Москва, «Просвещение»,1999
Надежда Снегирёва, «Тесты по немецкому языку», Москва, Айрис-пресс, 2004
Журналы «Vitamin",“Juma“, 2004 -2005
Т.Г. Заславская, М.А.Кручинина, О.Н.Кожевникова «Готовимся к ЕГЭ. Немецкий язык. От грамматики к устной и письменной речи», Санкт –Петербург, Корона – Век, 2007
О.Г.Козьмин, О.М.Герасимова «По странам изучаемого языка. Немецкий язык». Справочные материалы для учащихся средних и старших классов, М. «Просвещение», 2001
Э. Н. Большакова «Тесты по грамматике немецкого языка (5-11 класс)», Санкт-Петербург, «Паритет», 2002
Экранно-звуковые пособия
CD к учебнику MosaikVIII. - М.: Просвещение, 2010
Технические средства обучения (средства ИКТ)
Цифровые образовательные ресурсы
Демонстрационные пособия
Пояснительная записка
к рабочей программе по алгебре 8 класс
Рабочая программа по алгебре для 8 класса создана на основе Примерной программы и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.
Настоящая программа представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень рекомендуемой литературы, календарно –тематический план.
Обучение алгебре на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным традициям научно-технического прогресса. В процессе обучения формируются представления о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества и складывается представление о личности обеспечивающей социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения. В курсе происходит формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе. Курс ставит целью дать школьникам знания необходимые для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни. В данной программе идет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества.
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 53 на изучение курса алгебры в 8 классе отводится 3 часа в неделю, всего 105 часов.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Цели обучения
Общеучебные: владение конкретными математическими знаниями, необходимыми для практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования, формирования практических навыков вычислений и вычислительной культуры;
интеллектуальное развитие, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни и работы в обществе ;
формирование представлений об идеях и методах математики, как форме описания и познания действительности, расширение представления о роли вычислений в человеческой в человеческой практике, понимать вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира ;
формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса ;
Развитие умения использовать для изучения окружающего мира такие методы, как наблюдение, моделирование, измерение, записи математических утверждений и доказательств;
использование простейшей вычислительной техники для выполнения практических расчетов;
развитие логического мышления и речевых умений – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), выстраивать аргументацию при доказательстве (в форме монолога и диалога), распознавать логически некорректные рассуждения;
решение практических задач в повседневной жизни и профессиональной деятельности с использованием действий над числами, процентов, длин площадей, объемов, времени , скорости.
Предметно – ориентированные: Развитие формально – оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных дисциплин ;
Усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач ;
Осуществление функциональной подготовки школьников, умение с помощью функций описывать реальные зависимости ;
Знание сущности понятий математического доказательства, алгоритма ;
Умение использовать математические формулы, выполнять расчеты по формулам, составлять формулы, выражающие зависимости между величинами, уметь находить нужную формулу в справочной литературе;
Расширение понятия числа.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса учащихся направлена на:
создание оптимальных условий обучения;
исключение психотравмирующих факторов;
сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
развитие положительной мотивации к освоению программы по истории;
развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология учебно-поисковой деятельности учащихся, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, крупно-блочная система подачи материала.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими) и другие.
Результаты изучения курса алгебры приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного подхода; освоение учащимися интеллектуальной деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.
В основе данной рабочей программы лежит программа для общеобразовательных учреждений " Алгебра 7-9 классы". Составитель: Т.А. Бурмистрова. М:«Просвещение», 2011 год.
Используется учебник «Алгебра 8», авт. Мордкович А. Г. Алгебра 8 кл. в двух частях. Ч. 1 Учебник для общеобразовательных учреждений; М., Мнемозина, 2014 г. Ч. 2 Задачник для общеобразовательных учреждений; М., Мнемозина, 2014 г.
Минимум содержания образования в данной программе соблюдается.
Используемый учебник: «Алгебра,8», авт. Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и другие. – М.: Просвещение, 2014 г.
Содержание программы.
АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ДРОБИ. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ НАД АЛГЕБРАИЧЕСКИМИ ДРОБЯМИ
Формирование формально – оперативных алгебраических умений и их применение к решению математических и нематематических задач
Осознать буквенное исчисление как формально – оперативный аппарат математики
Владеть развитой техникой тождественных преобразований рациональных (целых и дробных выражений)
Уметь составлять алгебраические выражения и формулы, находить допустимые значения переменных, входящих в алгебраическую дробь, осуществлять числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления для нахождения значения алгебраической дроби
Осознавать, что алгебраические дроби расширяют возможность учащихся в использовании математического языка и используются при моделировании реальных ситуаций
Решение текстовых задач с соблюдением трех этапов математического моделирования.
ФУНКЦИЯ . СВОЙСТВА КВАДРАТНОГО КОРНЯ - 18
Развитие представления о числе. Понятие иррационального и действительного числа
Научиться выполнять преобразования числовых и буквенных выражений, квадратные корни. Умение находить приближенные значения квадратного корня
Сформировать базу для решения нелинейных уравнений и неравенств
Применение квадратных корней при решении геометрических задач
ГЛАВА 3. КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ. ФУНКЦИЯ . - 18
Расширить класс функций, свойства и графики которых известны учащимся
Продолжить формирование представлений о таких фундаментальных понятиях математики, какими являются понятия функции, ее области определения, ограниченности, непрерывности, наибольшего и наименьшего значений на заданном промежутке
Интерпретировать графики реальных зависимостей между переменными
Преобразование графиков, не меняющее масштаба
ГЛАВА 4. КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ. - 22
Решать квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к квадратным, применять их к решению задач
Получить представление об уравнениях как математическом аппарате решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний
Научиться использовать квадратные уравнения для описания математических и реальных ситуаций
На примере квадратных уравнений ознакомиться с историей создания математических методов решения практических задач, с представлением о формуле как алгоритме вычисления, познакомиться с идеей симметрии в алгебре.
ГЛАВА 5. НЕРАВЕНСТВА. – 14
Овладение еще одним способом моделирования и исследования практических задач
На примере решения линейных неравенств развить идею равносильности и равносильных преобразований
Синтезировать при решении квадратных неравенств две темы: решение квадратных уравнений и построение графика квадратичной функции
На основе введения понятия монотонной функции систематизировать весь материал 8 класса, связанный с функциями, читая графики функции, описывая и ее монотонность на заданном промежутке
Решение неравенств методом интервалов.
Учебно-тематический план
№ П/П
|
Тема
|
Примерное количество часов
|
1
|
Алгебраические
дроби. Арифметические операции над алгебраическими дробями.
|
21
|
2
|
Свойства
квадратного корня.
|
18
|
3
|
Квадратичная функция.
|
20
|
4
|
Квадратные уравнения.
|
21
|
5
|
Неравенства.
|
15
|
9
|
Повторение.
|
10
|
|
ИТОГО
|
105
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:
Алгебраические дроби. Арифметические операции над алгебраическими дробями.
Свойства квадратного корня. Квадратичную функцию. Функцию . Квадратные уравнения.
Неравенства.
Вероятность.
Уметь:
выполнять сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей,
строить и читать графики функций, квадратичной функции,
вычислять квадратные корни, выполнять тождественные преобразования квадратных корней,
решать квадратные уравнения и уравнения сводящиеся квадратным различными способами,
решать простейшие задачи на вероятность.
Литература и средства обучения
1. Мордкович А. Г. Алгебра 8 кл.в двух частях. Учебник и задачник для общеобразовательных учреждений 2014 М., Мнемозина
2. Кузнецова Л. В. и др. Алгебра. Сборник заданий письменного экзамена по алгебре за курс основной школы, 2010, М., Дрофа
3. Мордкович А. Г. Алгебра 7 – 9 кл. Методическое пособие для учителя 2014 М., Мнемозина
4. Мордкович А. Г. Алгебра 7 – 9 кл., Тестовые работы . М., Мнемозина, 2010,
5. Александрова Л. А. Алгебра 8, Самостоятельныеые работы М., Мнемозина, 2014.
6. Александрова Л. А. Алгебра 8: Контрольные работы . М., Мнемозина ,2014г.
|