Русский    Deutsch   
  Сведения об образовательной организации
      "Основные сведения"
         «Структура и органы управления образовательной организацией».
      "Документы"
         Отчёт о результатах самообследования
         Предписания
      "Образовательные программы"
         рабочие программы 1 класс
         Рабочие программы 2 класс
         рабочие программы 3 класс
         рабочие программы 4 класс
         рабочие программы 5 класс
         Рабочие программы 6 класс
         Рабочие программы 7 класс
         Рабочие программы 8 класс
         Рабочие программы 9 класс
         Рабочие программы 10 класс
         Рабочие программы 11 класс
      "Образовательные стандарты"
      Руководство. Педагогический состав.
      «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса».
      "Стипендии и иные виды материальной поддержки"
      "Платные образовательные услуги"
      "Финансово-хозяйственная деятельность"
      "Вакантные места для приёма (перевода)"
  Правила внутреннего распорядка обучающихся МАОУ СОШ № 53 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района г. Ростова-на-Дону
  Образовательные стандарты
  История и традиции
  Социально-психологическая служба
  Сведения о педкадрах
  Школьная жизнь
  Лучшие учителя школы
  Начальная школа
  Иностранные языки
  Об оздоровительных учреждениях
  Воспитательная работа
  Мероприятия школьной библиотеки
  Библиотека
  Школьное питание
  Спортивная жизнь
  Родительский четверг
  новости
  Локальные акты
  Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №53
  Сведения об учебных программах, реализуемых образовательным учреждением
  анализ работы
  публичный отчет
  ЮИД
  Работа пришкольной оздоровительной площадки на базе МАОУ СОШ № 53
  ГИА и ЕГЭ
  образовательный процесс
  Олимпиада 2014-2015
  Количественный состав обучающихся
  Электронный дневник
  Решения педагогического совета
  Методическая работа
  Противодействие коррупции
  О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации
  Дни воинской славы и памятные даты России
  Домашнее обучение
  Выпуск 2015

Пояснительная записка

к рабочей программе по немецкому языку в 5 классе

Иностранный язык как учебный предмет наряду с родным языком и литературой входит в образовательную область «Филология», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника. Иностранный язык как учебный предмет характеризуется межпредметностью, многоуровневостью, полифункциональностью.

Данный курс изучения немецкого языка направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Курс ориентирован не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовывать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

Изучение немецкого языка на данной ступени образования направлено на достижение следующих целей:

1. развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:

— речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

— языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;

— социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;

— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

— учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

2. развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:

— формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;

— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;

— развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;

— осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.

Рабочая программа по немецкому языку для 6 классов составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением немецкого языка (2 - 11 классы). Автор - Гальскова Н.Д. Данная авторская программа соответствует требованиям, выдвигаемым Федеральным государственным образовательным стандартом. Преподавание предмета «Немецкий язык» осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Ростовской области.

Структура рабочей программы на основе требований федерального государственного стандарта имеет следующие компоненты:

-титульный лист;

-пояснительную записку (общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета);

- содержание учебного предмета, курса с перечнем разделов и указанием планируемых результатов по каждому разделу на повышенном уровне, указанием количества часов для изучения раздела (учебно-тематический план), требованиями по видам речевой деятельности, требованиями к овладению языковыми знаниями и навыками, требованиями к уровню подготовки учащихся, определяющими основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения; с системой оценки планируемых результатов (перечнем проверочных и практических занятий/работ по разделам, работ в рамках внутришкольного контроля);

- календарно-тематическое планированиес указанием даты проведения урока, разделом учебной программы по предмету, темой урока, темой проверочных и практических работ/занятий,указанием количества часов, отводимых на освоение программного материала, основных видов учебной деятельности и оборудования уроков;

- материально-техническое обеспечение образовательного процесса с указанием печатных пособий, экранно-звуковых пособий, технических средств обучения, цифровых образовательных ресурсов, демонстрационных пособий.

В Приложении к программе представлены варианты контрольных работ.

Для проверки уровня сформированности тех или иных языковых и речевых компетенций предполагается провести 5 контрольных работ в рамках проведения внутришкольного контроля : входящая диагностика, контроль аудирования, контроль чтения, контроль монологического и диалогического устного высказывания, итоговый лексико-грамматический тест.

Согласно Федеральному базисному учебному плану, программе общеобразовательных учреждений с углублённым изучением немецкого языка (2 -11 классы) и Учебному плану школы на 2014-2015 учебный год в 5 классе предусмотрено на изучение предмета «Немецкий язык» в 5В классе – 203 часа (из расчёта 6 часов в неделю).

  1. Содержание курса


Раздел 1 «Что доставляет летом удовольствие» включает следующие темы: «Что доставляет летом удовольствие», «Почта», «Куда на каникулах», «Для чего путешествовать?»

- У обучающегося должны развиваться умения читать тексты вслух и про себя с поиском необходимой информации и с полным пониманием прочитанного, писать открытку, пользоваться различными средствами семантизации незнакомой лексики, творческих способностей в процессе подготовки коллажей.


- Развиваться умения высказываться в устной и письменной форме о летних каникулах и о том, чем нравится заниматься в свободное время


Раздел 2 «Школа» структурирован на следующие темы: «Наша школа», «Обычный школьный день», «Мой, твой, наш…», «Школа-это больше…».


- Обучающийся должен расширить знания о школах Германии, о распорядке дня немецких учеников, уметь проводить сравнение со своей школой и со своим учебным днем.


- У обучающегося должны развиться умения читать тексты разного характера с пониманием основного и полного содержания,формулировать основную мысль прочитанного или услышанного текста, делать сообщение о школе, расписании уроков, отвечать на вопросы, используя визуальную опору и приведенные в учебнике речевые средства.


Раздел 3 «Город» разделен на следующие темы: «Я люблю мой город», «Где в городе?», «Как возникает город», «Дорога домой».

- Обучающийся развивает умения делать устные и письменные сообщения о родном городе и его истории, спрашивать, как куда-либо пройти, обьяснять дорогу, понимать на слух диалогический тест.

- У обучающегося должны развиться умения работать в парах и группах, творческие умения.


Раздел 4 «Покупки в магазине» включает следующие темы: «Где можно купить?», «В продуктовом магазине», «Приятного аппетита», «Мужчины тоже умеют готовить ».


- Обучающийся должен расширить представления о привычках немцев в еде и уметь сравнивать эти привычки с нашими, строить монологическое высказывание о своем любимом блюде и его приготовлении, понимать основное содержание микродиалогов.


- У обучающегося должны развиться умения находить дополнительную информацию по теме, читать и писать рецепты, понимать незнакомые слова по словообразовательным элементам и расширять лексический запас.


Раздел 5 «Семья» имеет следующие темы: «дорогая мама», «Вести домашнее хозяйство, но как?», «Почему царапаются кошки?», «Семейные истории».


- В этом разделе уделяется основное внимание письменно и устно выражать свое мнение и аргументировать его, обучающийся должен уметь писать письмо, рассказывать семейные истории.

- У обучающегося должны развиться умения соотносить содержание текста с изобразительной наглядностью, делать выписки из текста как опору для построения своих высказываний.


Раздел 6 «Зоопарк» предполагает изучение следующих тем: «Все о зоопарке», «Мы идем в зоопарк», «Лев, обезьяна, слон», «Зоопарк-это удовольствие».


- Обучающийся должен уметь рассказывать о зоопарке и его посещении, систематизировать и отработать правила образования множественного числа имён существительных, пересказывать текст от третьего лица, формировать навык работы со словарем.

- У обучающегося должны развиться умения соотносить части текста с иллюстрациями, переводить информацию с русского на немецкий язык.

Раздел 7 «Времена года» структурированна на следующие темы: «В течение года», «Пасха - весенний праздник», «К этому времени», «Истории о пасхальном зайце».


- Обучающийся должен делать сообщение о любимом времени года, о праздновании Пасхи в России и Германии, сравнивать традиции в обеих странах, писать личное письмо другу, составлять план прочитанного текста.


- У обучающегося должны развиться умения составлять диалог в соответствии с заданными параметрами, должна сформироваться межкультурная компетенция, расширяться социокультурные знания об обычаях празднования Пасхи в Германии, должна совершенствоваться языковая догадка в процессе чтения и прослушивания текста, развиваться ассоциативное мышление.


Раздел 8 «Театр» содержит следующие темы: «У афиши», «Мы идем в театр», «Я хотел бы знать», «Посещение театра».


- Обучающийся должен расширить свои представления о киноиндустрии Германии, активизировать знания о российском кино, повторить употребление союзов, вводящих придаточное предложение, работать над созданием собственного сценария.


- У обучающихся должны развиться умения аргументировать свою точку зрения и обосновывать ее, читать разные жанры текстов с целью понимания детальной информации, догадываться о значении незнакомых слов по контексту.

- У обучающегося должны развиться умения подготовить и комментировать коллаж, использовать ключевые слова в качестве опоры для устного/письменного высказывания; развиваться творческие способности в ходе инсценировки сказки.

1.2. Виды речевой деятельности

Речевые умения.

Говорение.

  1. Диалогическая речь. Умение вести диалог этикетного характера, диалог – расспрос, диалог – побуждение к действию и диалог – обмен мнениями, а также их комбинации. Комбинирование указанных видов диалога способствует решению более сложных коммуникативных задач. Развитие умений устанавливать и поддерживать социальный контакт с партнёром по общению, сообщать и запрашивать информацию о наиболее типичных ситуациях повседневного общения в рамках тематики и проблематики, соответствующей возрастным интересам учащихся, побуждать кого-либо к действию и реагировать на побуждение, вызванное в его адрес, выражать своё отношение к высказыванию партнёра, своё мнение по обсуждаемой теме.

  2. Монологическая речь. Овладение учащимися следующими умениями:

    • Кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), эмоциональные и оценочные суждения;

    • передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;

    • делать сообщение в связи с прочитанным текстом;

    • выражать и аргументировать своё отношение к прочитанному/ услышанному;

    • давать описание (в общих чертах и подробно) конкретного лица/события/предмета.


Объём монологического высказывания до 14-15 фраз.


Аудирование. Необходимо выработать у учащихся умения:


  • извлекать из текста полную, основную, необходимую/важную информацию;

  • интерпретировать полученную информацию, выражать своё отношение к ней;

  • прогнозировать содержание текста, сопоставлять свои варианты прогнозов с оригиналом;

  • пользоваться различными стратегиями раскрытия значений незнакомой лексики (языковая догадка, словарь и т.д.);

  • понимать основное содержание несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера в рамках изучаемых тем.

Время звучания текста 3 мин.


Чтение. Учащиеся должны уметь:

понимать основное содержание текста при чтении про себя

  • выделять неизученные слова при зрительном восприятии текста, переносить на них знакомые правила чтения, правильно произносить их;

  • пользоваться двуязычным словарём;

  • понимать основное содержание текстов, включающих неизученные слова, о значении части которых можно догадаться из контекста, а другую часть которых, несущественную для понимания основного содержания, просто опустить (ознакомительное чтение);

  • полностью понимать текст, содержащий незнакомые слова, о значении части которых можно догадаться из контекста, а значение другой части раскрыть с помощью анализа, выборочного перевода, использую словарь, сноски, комментарии (изучающее чтение);

  • передавать содержание текста (с опорой на ключевые слова, план, подготовленную ассоциограмму, сделанные в процессе чтения заметки или без опор);

  • определять идею/смысл текста;

  • выражать своё отношение к содержанию/героям/проблеме;

  • творчески перерабатывать полученную информацию.


Письменная речь. Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:

  • писать личное письмо;

  • составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста;

  • сообщать/запрашивать информацию, корректно использовать при этом формы речевого общения и соответствующие языковые средства, составляющие активный лексический и грамматический минимум и соотносимые с культурными нормами письменного общения носителей изучаемого языка;

  • давать совет и адекватно реагировать на совет, высказанный в свой адрес;

  • давать описание (в общих чертах и подробно) конкретного лица/события/предмета, выражая при этом эмоциональное отношение к предмету высказывания;

  • давать характеристику кому-либо или чему-либо;

  • сообщать о событии, о своем мнении, о личных проблемах, об отношении к чему-либо.


Социокультурные знания и умения.

Графика и орфография. Работа над орфографической стороной речи осуществляется в процессе выполнения учащимися упражнений в списывании (из учебника, с доски), лексико-грамматических упражнений и письменных творческих заданий (сочинений, проектов), а также в ходе написания словарных диктантов, самодиктантов, диктантов в парной работе.


Фонетическая сторона речи. В 5 классе продолжается работа над совершенствованием фонетических навыков с целью обеспечения успешного устно-речевого и письменного общения. На данном этапе работа над фонетической стороной речи происходит в тесной связи с работой над другими аспектами языка в ходе совершенствования навыков техники чтения вслух и развития аудитивных умений.



Грамматическая сторона речи.

Закрепление изученных грамматических средств:

  • сложное прошедшее время Перфект и простое прошедшее время Прэтеритум;

  • склонение притяжательных местоимений и неопределенного артикля в единственном и во множественном числе;

  • предлоги с дательным падежем и с винительным;

  • образование множественного числа существительных;

  • союзы, вводящие придаточные предложения;

  • образование множественного числа имён существительных;

  • Perfekt.

Овладение новыми грамматическими явлениями:

  • будущее время



Учебно-тематический план


№ раздела

Раздел

Кол-во часов

1

Летние каникулы

24

2

Школа

30

3

Город

23

4

Покупки в магазине

20

5

Семья

23

6

Зоопарк

25

7

Времена года

31

8

Театр

27


Итого:

203


Перечень проверочных работ по темам


№ раздела

Вид работы

1

Контроль лексических едениц

2

Контроль письменной речи. Написание личного письма (стр.33).

3

Контроль аудирования.

4

Контроль чтения с целью понять общую идею текста.

5

Контроль диалогического высказывания по теме: «Как мы помогаем дома».

6

Контроль монологического высказывания по теме: «Посещение зоопарка».

7

Контрольписьменного перевода с русского языка на немецкий (стр.80, упр. 2в).

8

Контрольная работа по грамматике «Союзы, вводящие придаточные предложения.» (стр. 91, упр.2).



Перечень практических работ


№ раздела

Вид работы

1

Фотоколлаж на тему «Этим летом».

2

Коллаж на тему «Моя школа».

3

Представление плана пути в школу.

4

Составление списка покупок.

5

Работа в группах: «Чем поможем маме?».

6

Урок-игра «Загадай животное».

7

Выпуск газеты «Празднование Пасхи в России».

8

Фотоколлаж «Посещение театра».


Контроль реализации программы

1 четверть.

Входящая диагностика (лексико-грамматический тест, чтение). Цель работы: контроль уровня сформированности навыков.

2 четверть.

Контроль аудирования. Цель работы: контроль уровня сформированности навыков восприятия на слух аутентичных текстов.

Контроль чтения. Цель работы: контроль уровня сформированности навыков чтения.

3 четверть.

Контроль говорения Цель работы: контроль сформированности коммуникативной компетенции, контроль умений в заданном объёме сообщать наиболее важную информацию по теме/проблеме, используя изученный лексический и грамматический материал, выражая собственное мнение и отношение по освещаемой теме/проблеме.

Темы контроля:

  1. Моя школа.

  2. Я люблю мой город.

4 четверть.

Итоговый контроль (лексико-грамматический тест, чтение).



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения немецкого языка ученик 5 класса должен


Знать/понимать:

- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);

- особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;

- признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);

- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;

- роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;

Уметь:

говорение

- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка;

- делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

- использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;


аудирование


- понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;

- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;

- использовать переспрос, просьбу повторить;


чтение

- ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;

- читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

- читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;


письменная речь


- заполнять анкеты и формуляры;

- писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Гальскова Н.Д. Mosaik V: учебник немецкого языка для 5 класса школ с углублённым изучением немецкого языка Lehrbuch Lesebuch. - М.: Просвещение, 2012

  2. Артемова Н.А., Гаврилова Т.А. Mosaik V Arbeitsbuch: рабочая тетрадь к учебнику немецкого языка для 5 класса школ с углублённым изучением немецкого языка. - М.: Просвещение, 2012

  3. CD к учебнику MosaikV. - М.: Просвещение, 2012.

  4. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для V класса школ с углублённым изучением немецкого языка / Н.Д.Гальскова, Е.В.Лясковская, Е.П.Перевозник и др. - М.: Просвещение, 2012

  5. Силаева Т.А. Грамматика немецкого языка в упражнениях и тестах. - Минск: Харвест, 2006

  6. Sokolowa N.B., Moltschanowa I.D. Deutsche Übungsgrammatik. - М.: Просвещение, 1995

  7. Сборник песен «Klassenhits, die Zugabe, 71 ½ Lieder rund um die Schule», Reinhard Horn, VBE, 2008

  8. Грамматика немецкого языка «Theorie, Übungen» Gerastschenko T.B., Bartosch D.K., Demidowa N.W, М.: Просвещение, 2011.

  9. Team Deutsch, Deutsch für Jugendliche (A1), Ursula Esterl, Klett, 2010.

  10. Planet, Deutsch für Jugendliche (A1), Gabriele Kopp, Hueber Verlag, 2009.

  11. Rundum, Einblicke in die deutschsprachige Kultur, Iris Faigle, Klett, 2010.

  12. Grammatik Intensivtrainer A1, Christiane Lemcke, Langenscheidt, 2006.

  13. Mit Erfolg zu Fit in Deutsch 1, Übungs- und Testbuch, Sylvia Janke-Papanikolaou, Klett, 2010.


Экранно-звуковые пособия

СД к учебнику Мозаика V.- М.: Просвещение,2012

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Цифровые образовательные ресурсы

Демонстрационные пособия

Пояснительная записка
к рабочей программе по математике 5 класс

 

   Рабочая программа по математике  для 5 класса создана на основе Примерной программы и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики,  которые определены стандартом.

Настоящая программа представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, основное содержание, учебно-тематический план,  требования к уровню подготовки обучающихся, перечень рекомендуемой литературы, календарно –тематический план.

   Обучение математике на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным  традициям научно-технического прогресса. В процессе обучения формируются представления о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества и  складывается представление о личности обеспечивающей социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения. В курсе  происходит формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе. Курс ставит целью  дать школьникам знания необходимые для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни. В данной программе идет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества.

   В соответствии с учебным планом МАОУ  СОШ № 53   на изучение курса математики в 5 классе отводится 5ч в неделю, всего 172 часа.    

        Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

 

 

Цели обучения

 

Общеучебные : овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

 интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

 формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

 воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

 

Предметно-ориентированные: систематическое развитие понятия числа;

 выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над натуральными и дробными числами;

 умение переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению курса алгебры и геометрии;

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал излагается на интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составления уравнений, продолжают знакомиться с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

      На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 приобретение математических знаний и умений;

овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;

освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.

      Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса  используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса  учащихся направлена  на:

- создание оптимальных условий обучения;

 -исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению  программы по математике;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

       Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология учебно-поисковой  деятельности учащихся, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.

       Результаты изучения курса математика приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию  личностно ориентированного подхода; освоение учащимися интеллектуальной  деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

В основе  данной рабочей программы лежит программа для общеобразовательных учреждений.  Математика 5-6 классы. Составитель : Т.А. Бурмистрова. М: " Просвещение", 2011 год.   

 

 

Содержание программы

 

Глава 1.    Натуральные числа и шкалы.

Обозначение натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость. Прямая. Луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.      

В результате изучения темы учащиеся должны:

Знать и понимать:

·        понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов;

·        таблицу классов и разрядов, обозначение разрядов;

·        общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа;

·        понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, обозначение отрезков;

·        единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними; общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы);

·        измерительные инструменты;

·        понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение;

·        понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение;

·        понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки;

·        понятия большего и меньшего натурального числа; неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.

Уметь:

·        читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные;

·        составлять числа из различных единиц;

·        строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам;

·        выражать длину (массу) в различных единицах;

·        показывать предметы, дающие представление о плоскости

·        определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков;

·        чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам;

·        сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча;

·        читать и записывать неравенства, двойные неравенства;

·         владеть способами познавательной деятельности.

 

Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел

Сложение и вычитание натуральных чисел  и их свойства. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств  сложения и вычитания. Уравнения.

В результате изучения темы учащиеся должны:

Знать:

·        понятия действий сложения и вычитания;

·        компоненты сложения и вычитания;

·        свойства сложения и вычитания натуральных чисел;

·        понятие периметра многоугольника.

·        алгоритм арифметических действий над   многозначными числами.

·        понятия числового и буквенного выражения

·        буквенную запись свойств сложения и вычитания;

·        понятия уравнения, его корня;

·        понимать, что значит решить уравнение.

Уметь:

·        складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координат. луча;

·        находить неизвестные компоненты сложения и вычитания;

·        использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений;

·        решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания;

раскладывать число по разрядам и наоборот.

·        читать и записывать числовые выражения, находить значения выражений;

·        читать и записывать буквенные выражения, выполнять подстановку числа вместо буквы;

·        составлять числовые или буквенные выражения по условию задачи;

·        составлять числовые и буквенные выражения для нахождения периметра многоугольника и находить его значение;

·        упрощать буквенные выражения, используя свойства сложения и вычитания;

·        находить длину отрезка по его частям и находить часть отрезка, зная величину всего отрезка и других его частей (записывать это с помощью числовых или букв. выражений);

·        решать линейные уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание), выполнять проверку;

·        решать текстовые задачи с помощью составления линейных уравнений.

Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел

Умножение и деление натуральных чисел и его свойства. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа.

В результате изучения темы учащиеся должны:

Знать и понимать:

·        порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел);

·        понятия программы вычислений и команды;

·        таблицу умножения;

·        понятия действий умножения и деления;

·        компоненты умножения и деления;

·        свойства умножения и деления натуральных чисел наоборот;

·        порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел);

·        разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых;

·        деление с остатком, неполное частное, остаток;

·        понятия квадрата и куба числа;

·        таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел.

Уметь:

·        заменять действие умножения сложением и     находить неизвестные компоненты умножения и деления;

·        умножать и делить многозначные числа столбиком;

·        выполнять деление с остатком;

решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление)

·        упрощать выражения, используя свойства умножения;

·        решать уравнения, которые сначала надо упростить;

·        решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием и др.);

·        решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части);

·        изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования;

·        составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений;

вычислять квадраты и кубы чисел.

Глава 4. Площади объёмы

Формулы. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

В результате изучения темы учащиеся должны:

Знать и понимать:

·        понятие формулы;

·        формулу пути (скорости, времени);

·        понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба;

·        измерения прямоугольного параллелепипеда;

·        формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника;

·        формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба;

·        равные фигуры; свойства

·        равных фигур;

·        единицы измерения площадей и объемов.

Уметь:

·        читать и записывать формулы;

·        вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника, квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба;

·        вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней;

·        вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней;

·        решать задачи, используя свойства равных фигур;

переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим.

 

Глава 5.   Обыкновенные дроби

Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби . Сравнение дробей . Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби.  Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.

В результате изучения темы учащиеся должны:

Знать и понимать:

·        понятия окружности, круга и их элементов;

·        понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби;

основные виды задач на дроби. Правило

Уметь:

·        понятия равных дробей, большей и меньшей дробей;

·        понятия правильной и неправильной дроби.

·        правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

·        изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы;

·        читать и записывать обыкновенные дроби;

·        называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают;

·        изображать дроби, в том числе равные на координатном луче;

·        распознавать и решать три основные задачи на дроби;

·        сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями;

·        сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом;

·        складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем;

·        записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных дробей;

·        записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби;

·        выделять целую часть из неправильной дроби;

·        представлять смешанное число в виде неправильной дроби;

складывать и вычитать смешанные числа.

 

Глава 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

 Десятичная запись дробных чисел.  Сравнение десятичных дробей.  Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения чисел. Округление чисел.

В результате изучения темы учащиеся должны:

Знать и понимать:

·        понятие десятичной дроби, его целой и дробной части;

·        правило сравнения десятичных дробей.

·        правило сравнения десятичных дробей по разрядам;

·        понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей;

·        правило сложения и вычитания десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия);

·        свойства сложения и вычитания десятичных дробей;

понятия приближенного значения числа с недостатком (с избытком); понятие округления числа; правило округления десятичных дробей до заданных разрядов.

Уметь:

·        иметь представление о десятичных разрядах;

·        читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби;

·        выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей;

·        изображать десятичные дроби на координатном луче; складывать и вычитать десятичные дроби;

·        раскладывать десятичные дроби по разрядам;

·        решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями;

округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.

 

Глава 7.  Умножение и деление десятичных дробей.

Умножение десятичных дробей на натуральное число.Деление десятичных дробей на натуральные числа . Умножение десятичных дробей.  Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое.

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать и понимать

·        правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия);

·        правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия);

правило деления на 10, 100, 1000 и т.д;

·        правило деления на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д; свойства умножения и деления десятичных дробей;

·        понятие среднего арифметического нескольких чисел;

понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.

Уметь:

·        умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь;

·        выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями;

·        применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений;

·        вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби;

·        решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями;

·        находить среднее арифметическое нескольких чисел;

·        находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.;

Глава 8.  инструменты для вычислений и измерений.

 Инструменты для измерений.  Микрокалькулятор  Проценты.  Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.  Измерение углов. Транспортир.  Круговые диаграммы. 

В результате изучения темы учащиеся должны:

Знать и понимать:

·        понятие процента. Знак, обозначающий «процент»;

·        правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот;

·        основные виды задач на проценты;

·        понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов;

·        знак, обозначающий «угол»;

·        свойство углов треугольника;

·        измерительные инструменты;

·        понятие биссектрисы угла;.

·        алгоритм построения круговых диаграмм.

 Уметь:

·        пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных арифметических действий с  натуральными числами и десятичными дробями;

·        обращать десятичную дробь в проценты и наоборот;

·        вычислять проценты с помощью калькулятора.

·        распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины.

Глава 9. Повторение.

Знать и понимать:

основные математические понятия, термины, формулы, свойства, способы решения

уравнений и задач, преобразования выражений, изучаемых в курсе математики 5 класса.

Уметь:

·        выполнять простейшие устные вычисления;

·        читать и записывать натуральные числа и десятичные дроби, сравнивать два числа;

выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей;

·        определять порядок действий и находить значения числовых выражений;

·        решать текстовые задачи арифметическим способом;

·        распознавать на рисунках и моделях геометрические фигуры (линии, прямоугольный параллелепипед, куб), соотносить геометрические формы с формой окружающих предметов;

владеть практическими геометрическими навыками.

 

Учебно-тематический план

 

Глава (модуль)

Примерное количество часов

 

Повторение изученного в 1-4 кл.

4

Глава 1.  Натуральные числа и шкалы                                      67

 

Натуральные числа и шкалы

12

 

Сложение и вычитание натуральных чисел

20

 

Умножение и деление натуральных чисел

22

 

Площади и объемы

13

Глава 2.   Дробные числа.

79

 

Обыкновенные дроби

23

 

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

16

 

Умножение и деление десятичных дробей

21

 

Инструменты для вычислений и измерений

19

Повторение. Решение задач

22

 

ИТОГО

172

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

В результате изучения курса математики 5 класс учащиеся должны:

знать/понимать:

- существо понятия алгоритма;

- примеры алгоритмов;

- как используются математические формулы, уравнения;

- примеры их применения для решения математических и практических задач;

- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

Уметь:

- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов;

- выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения числовых выражений;

- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;

- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные дробями и процентами;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

биология – тема «Проценты», «Среднее арифметическое», история – тема  «Шкалы и координаты», технология – «Отрезок. Длина отрезка»,  «Плоскость. Прямая. Луч», «Среднее арифметическое», изобразительное искусство «Угол. Прямой и развёрнутый угол»,  « Круговые диаграммы».

 

 

Литература и средства обучения

 

1 Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2012.

2. В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Контрольные работы для учащихся М.: Мнемозина, 2010 г

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации – М.: Просвещение, 2011.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 5-6 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.

5. Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах. Методические рекомендации для учителя.

6. Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина и др. / авт.-сост. З.С. Стромова, О.В. Пожарская. – Волгоград: Учитель, 2008.

13. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 5 класс/ Сост.Л. П. Попова. 2011.