Пояснительная записка
к рабочей программе по физике 7 кл
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по физике для среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
Структурно и логически использована программа «Физика.7» авторов Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской.
В Рабочую программу заложены следующие идеи:
физика как наука о наиболее общих законах природы вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, способствует формированию научного мировоззрения;
гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает учащегося научным методом познания, позволяющим получить объективные знания об окружающем мире;
школьный курс физики – системообразующий для естественных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии; он является неотъемлемой частью естественнонаучного образования.
курс физики 7 класса носит экспериментальный характер.
содержание курса и характер изложения материала дают возможность познакомить обучающихся с теоретическими методами познания;
расширяются представления обучающихся об идеализированных моделях.
Реализация интеграции естественнонаучных знаний обеспечивается: рассмотрением различных уровней организации вещества; показом единства законов природы, применимости физических теорий и законов к различным объектам (от элементарных частиц до галактик); рассмотрением превращений вещества и преобразования энергии во Вселенной; рассмотрением как технических применений физики, так и связанных с этим экологических проблем на Земле и в околоземном пространстве; обсуждением физических условий на Земле, обеспечивших возможность возникновения и развития жизни.
Экологическое образование связано с представлениями о загрязнении окружающей среды, его источниках, предельно допустимой концентрации (ПДК) уровня загрязнения, о факторах, определяющих устойчивость окружающей среды нашей планеты, обсуждением влияния физических параметров окружающей среды на здоровье человека.
Промежуточный контроль проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ, физических диктантов, зачётов и контрольных работ в конце логически законченных блоков учебного материала.
>Для реализации программы предусмотрена опора на фронтальный и демонстрационный эксперимент, технические средства обучения, применение мультимедийных продуктов.
Учебная программа рассчитана на 7 часов, 2 часа в неделю, в том числе контрольных работ – 4 часов, фронтальных лабораторных работ – 15 часов.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№ |
Нормативные документы |
1 |
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования |
2 |
Федеральный базисный учебный план |
2 |
Программа основного общего образования по физике. Авторы: Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. |
3 |
Оценка качества подготовки выпускников основной школы |
ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. |
Сборник нормативных документов. Физика., МоРФ., М., «Дрофа», 2004 г.:
Программа основного общего образования по физики, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важевская:
- физика 7 класс. Авторы программы - Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. |
2. |
Сборник нормативных документов. Физика. МоРФ., М., «Дрофа», 2004 г.:
1) федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Физика.
2) федеральный базисный учебный план. |
3. |
Оценка качества подготовки выпускников основной школы, МоРФ, Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М., «Дрофа», 2008 г.:
1) Требования к уровню подготовки выпускников.
2) Обязательный минимум содержания основного общего образования по физике. |
4. |
Учебник физика 7, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская., М., Дрофа, 2008-09 г.г. |
5. |
Сборник задач по физике 7-9, В.И.Лукашик, М., Просвещение, 2008-2009 гг. |
ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ФИЗИКА – 7 КЛАСС
Темы программы |
Количество часов по программе |
Лабораторные работы |
Сроки проведения лабораторных работ |
Контрольные работы |
Сроки проведения контрольных работ |
7А |
7Б |
7В |
|
7А |
7Б |
7В |
1. Введение. |
6 |
№ 1
№ 2
№ 3 |
|
|
|
|
|
|
|
2. Движение и взаимодействие тел. |
36 |
№ 4,
№ 5,
№ 6,
№ 7,
№8,
№ 9,
№ 10,
№ 11 |
|
|
|
№ 1
№ 2 |
|
|
|
3. Звуковые явления. |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Световые явления. |
16 |
№ 12,
№ 13,
№ 14,
№ 15 |
|
|
|
№ 3 |
|
|
|
5. Повторение. |
6 |
|
|
|
|
№4 |
|
|
|
Материально-техническое обеспечение.
Рабочая программа предусматривает следующее материально-технологическое обеспечение учебного процесса:
Печатные пособия:
- Карточки-задания по темам Движение и силы.
- Учебные плакаты по темам Движение и силы.
Экранно-звуковые пособия
- программы «1С: Образование»: Физика 7, Образовательный комплекс: библиотека электронных наглядных пособий «Физика (7-11 кл.)»
- дидактические материалы к занятиям (выполненные с помощью программ MS Power Point, Smart Notebook);
- учебные видеофильмы, видеофрагменты.
Цифровые образовательные ресурсы
- Открытый Колледж. Физика. http://college.ru
- ЦОР. Коллекция интерактивных заданий по физике. http://school-collection.edu.ru
- Научная лаборатория школьников. http://nsu.ru
- Школьный курс физики. http://fizik.cjb.net
- Физика.RU. http://fizika.ru
- Институт новых технологий. Компьютерный курс "Живая Физика". http://school.edu.ru
Учебно-лабораторное оборудование:
демонстрационное, лабораторное
Список литературы.
1. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 334 с.
3. Сборник нормативных документов. Физика./сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 . -207 с.
4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. /Министерство образования РФ. – М., 2004.
5. Физика в школе: научно-теоретический и методический журнал учрежден Министерством образования и науки РФ
6. Лукашик В.И.; сборник задач по физике 7-9 класс
7. Н.С. Пурышевой и Важеевской Н.Е., Физика 7 класс, Дрофа 2008.
Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии 7 класс
Рабочая программа по геометрии для 7 класса создана на основе Примерной программы и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.
Настоящая программа представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень рекомендуемой литературы, календарно –тематический план.
Обучение геометрии на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным традициям научно-технического прогресса. В процессе обучения формируются представления о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества и складывается представление о личности обеспечивающей социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения. В курсе происходит формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе. Курс ставит целью дать школьникам знания необходимые для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни. В данной программе идет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества.
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 53 на изучение курса геометрии в 7 классе отводится по 2 урока в неделю во II, III, IV четвертях, что составляет 52 часа в учебный год.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Цели обучения.
Формирование личности школьника, осознающего смысл и ценность математического образования, владеющего геометрическими компетенциями, необходимыми для жизни в современном обществе
Общеучебные
владение конкретными математическими знаниями, необходимыми для практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования, формирования практических навыков вычислений и вычислительной культуры
интеллектуальное развитие, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни и работы в обществе
формирование представлений об идеях и методах математики, как форме описания и познания действительности; расширение представления о роли вычислений в человеческой практике, формирование понятия вероятностного характера многих закономерностей окружающего мира
формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса
Развитие умения использовать для изучения окружающего мира такие методы, как наблюдение, моделирование, измерение, записи математических утверждений и доказательств
использование простейшей вычислительной техники для выполнения практических расчетов
развитие логического мышления и речевых умений – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), выстраивать аргументацию при доказательстве (в форме монолога и диалога), распознавать логически некорректные рассуждения
решение практических задач в повседневной жизни и профессиональной деятельности с использованием действий над геометрическими величинами
Предметно - ориентированные
Решение практических задач в повседневной жизни и профессиональной деятельности с использованием длин, площадей, объемов
Систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т. д.) и курса стереометрии в старших классах
Умение использовать математические формулы, теоремы, утверждения, выполнять расчеты по формулам, составлять формулы, выражающие зависимости между величинами, уметь находить нужную формулу в справочной литературе
Знание сущности понятий математического доказательства, алгоритма
Уметь вычленять геометрические факты, формулы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания
Уметь выполнять геометрические построения
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса учащихся направлена на:
создание оптимальных условий обучения;
исключение психотравмирующих факторов;
сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
развитие положительной мотивации к освоению программы по истории;
развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология учебно-поисковой деятельности учащихся, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, крупно-блочная система подачи материала.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими) и другие.
Результаты изучения курса геометрии приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного подхода; освоение учащимися интеллектуальной деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.
В основе данной рабочей программы лежит программа для общеобразовательных учреждений" Геометрия 7-9 классы". Составители: В.Ф. Бутузов, Москва, «Просвещение», 2011 год. Используется учебник «Геометрия 7-9», авт. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др., Просвещение, Москва, 2011 г.
Минимум содержания образования в данной программе соблюдается.
Содержание программы.
Глава 1. Начальные геометрические сведения.
1. Прямая и отрезок.
Точки, прямые, отрезки. Провешивание прямой на местности.
2.Луч и угол. Луч и угол.
3. Сравнение отрезков и углов. Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов.
4. Измерение отрезков. Длина отрезка. Единицы измерения. Измерительные инструменты.
5. Измерение углов Градусная мера углов. Измерение углов на местности.
6. Перпендикулярные прямые.Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые.
Обучающийся должен знать:
Знать, какие геометрические фигуры называются равными
Знать, что такое градусная мера угла, чему равны минута и секунда
Знать, какие углы называются смежными и вертикальными, чему равна сумма смежных углов и каким свойством обладают вертикальные углы.
Обучающийся должен уметь:
Распознавать на чертежах и моделях фигуры отрезки, углы, треугольники и их частные виды; изображать указанные фигуры, выполнять чертежи по условию задачи
Владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения отрезков и углов
Вычислять значения геометрических величин (длин, углов)
Решать задачи, проводить аргументацию в ходе решения задач
Определять равенство фигур, в том числе и наложением
Обозначить точки и прямые на рисунке, изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых
Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, изображать и обозначать эти геометрические фигуры на рисунке
Показывать на рисунке внутреннюю область неразвернутого угла, проводить луч, разделяющий угол на два угла, знать, какой луч называется биссектрисой угла
Сравнивать отрезки и углы и записывать результаты сравнения, отмечать с помощью масштабной линейки середину отрезка и проводить с помощью транспортира биссектрису угла
Выражать длину отрезка в разных единицах измерения и находить длину отрезка в тех случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка, длины которых известны
Находить градусные меры углов с помощью транспортира, изображать прямой, острый, тупой и развернутый углы
Изображать смежные и вертикальные углы и находить их на рисунке
Глава 2.Треугольники.
1. Первый признак равенства треугольников.
Треугольник. Первый признак равенства треугольников.
2. Медианы.биссектрисы и высоты треугольника.
Перпендикуляр к прямой. Медианы.биссектрисы и высоты треугольника.
Свойства равнобедренного треугольника.
3. Второй и третий признаки равенства треугольников.
Второй признак равенства треугольников. Третий признаки равенства треугольников.
4. Задачи на построение.
Окружность. Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение.
Обучающийся должен знать:
Какая фигура называется треугольником, называть его элементы, знать, что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировать и доказывать признаки равенства треугольников
Какой отрезок называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой, какие отрезки называются медианами, биссектрисами и высотами треугольника, какой треугольник называется равнобедренным, равносторонним
Знать и уметь доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника
Знать определение окружности, уметь объяснить, что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности
Выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения
Обучающийся должен уметь:
Выделять равенство трех соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки
Моделировать практические ситуации и исследовать построенные модели, используя геометрический аппарат
Решать задачи на доказательство
Решать задачи на построение с помощью циркуля и линейки
Применять простейшие построения при решении задач
Приобрести опыт применения аналитического аппарата алгебры при решении практических задач
Владеть алгоритмами решения основных задач на построение, применять их при решении комбинированных задач
Глава 3. Параллельные прямые.
1. Признаки параллельных прямых.
Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямых. Практические способы построения параллельных прямых.
2. Аксиома параллельных прямых
Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых. Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.
Обучающийся должен знать:
Освоить понятие параллельных прямых, признаки и свойства параллельных прямых. На основе новых геометрических фактов расширить круг решаемых задач.
Познакомиться с аксиомами и аксиоматическим методом в геометрии
Ознакомление с вопросами истории математики, связанными с пятым постулатом Евклида.
Знать определение параллельных прямых, название углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей, знать формулировки признаков параллельности прямых
Обучающийся должен уметь:
Уметь показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, уметь доказывать признаки параллельности прямых
Овладеть системой понятий, связанных с параллельными прямыми
Приобрести опыт в применении изученного аппарата к решению практических задач
Решать комбинированные задачи на доказательство с применением признаков параллельности прямых
Глава 4.Соотношения между сторонами и углами треугольника.
1. Сумма углов треугольника. Теорема о сумме углов треугольника.
Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника.
Неравенство треугольника.
3. Прямоугольные треугольники.
Некоторые свойства прямоугольных треугольников.
Признаки равенства прямоугольных треугольников.
4. Построение треугольника по трем элементам.
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между прямыми.
Построение треугольника по трем элементам.
Обучающийся должен знать:
Знать и уметь применять на практике одну из основных теорем геометрии – теорему о сумме углов треугольника и ее важные следствия – свойство внешнего угла треугольника, некоторые свойства и признаки прямоугольных треугольников
Знать алгоритмы простейших построений, выполняемых с помощью циркуля и линейки
Знать и уметь применять на практике свойства и признаки прямоугольных треугольников
Знать и уметь применять при решении задач теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника, теорему о неравенстве треугольника
Обучающийся должен уметь:
Овладеть способами решения задач на доказательство, вычисления и построения
Приобрести опыт дедуктивных рассуждений, научиться доказывать основные теоремы, проводить доказательные рассуждения при решении задач
Различные методы решения задач на построение, применение дополнительных построений при решении задач
Уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствия
Знать, какой угол называется внешним углом треугольника, какой треугольник называется остроугольным, тупоугольным, прямоугольным
Уметь находить расстояние между параллельными прямыми, расстояние от точки до прямой
Владеть практическими навыками построения геометрических фигур
Вычислять значения геометрических величин, применяя изученные свойства
Овладеть начальным набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисления и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение)
Усвоить и применять на практике систематизированные сведения о треугольниках, параллельных прямых
Учебно-тематический план
№
|
Глава (модуль)
|
Примерное количество часов
|
1
|
Начальные
геометрические сведения
Начальные понятия планиметрии. Геометрические
фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка
и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Смежные и
вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые
|
11
|
2
|
Треугольники
Треугольник. Признаки равенства треугольников.
Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с
помощью циркуля и линейки.
|
14
|
3
|
Параллельные
прямые.
Признаки параллельности прямых. Аксиома
параллельных прямых. Свойства параллельных прямых
|
8
|
4
|
Соотношения
между сторонами и углами треугольника.
Сумма углов треугольника. Соотношения между
сторонами и углами треугольника. Некоторые свойства прямоугольных
треугольников. Признаки равенства треугольников. Расстояние между
параллельными прямыми. Задачи на построение
|
16
|
5
|
Итоговое повторение.
|
2
|
6
|
Итоговая контрольная работа
|
1
|
|
ИТОГО
|
52
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения геометрии ученик должен знать/понимать:
Понимать, что геометрические фигуры являются идеализированными образами реальных объектов
Использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира
знать основные простейшие геометрические фигуры;
знать определение равенства фигур;
владеть терминологией, понимать ее в речи учителя;
уметь
уметь решать задачи на поиск длины отрезка и угловой величины угла,
владеть навыками изображения геометрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
иметь навыки применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач,
уметь доказывать равенство данных треугольников;
иметь навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
иметь сведения о параллельных прямых, знать аксиому параллельных прямых;
уметь доказывать и применять при решении задач следующие теоремы: о сумме углов треугольника, свойство внешнего угла, некоторые свойства и признаки прямоугольного треугольника.
Литература и средства обучения
1 Атанасян Л. С. И др. Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение,2011
2 Гаврилова Н. Ф. Поурочные разработки по геометрии 7 класс 2008 – 2009 М., Вако
3 Атанасян Л. С. И др. Изучнние геометрии в 7 – 9 классах. Метод. Рекомендации к учебнику 2000 М., Просвещение
4 Алтынов П. И. Геометрия 7 – 9 кл.: Тестовые работы 1999 М., Мнемозина
5 Зив Б. Г., Мейлер В. М. Задачи по геометрии для 7 – 9 классов 2000 М., Просвещение
6 Ершова А. П. Самостоятельные и контрольные работы. Алгебра и геометрия 7 класс 2003 М.,Дрофа
9 Лысенко Ф. Ф. и др. Математика. Сборник тестовых заданий 2008 «Приазовский край»
10. Дидактические карточки-задания по геометрии: 7-й кл.: К учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 классы» / Т.М. Мищенко – М. : Издательство «Экзамен», 2004.
интернет-ресурсы
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
|