Биосфера.
Почва-природное образование. Условия формирования почвы. Причины изменения почвенного покрова. Повышение плодородия почв. Формирование ПК. Широтная и высотная зональность. Влияние климата на природные зоны.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по математике в 6 кл
Рабочая программа по математике для 6 класса создана на основе Примерной
программы и федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования.
Программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения математики, которые определены
стандартом.
Настоящая программа представляет собой
целостный документ, включающий пояснительную записку, основное содержание,
учебно-тематический план, требования к
уровню подготовки обучающихся, перечень рекомендуемой литературы, календарно
–тематический план.
Обучение математике на ступени
основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного
развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным традициям научно-технического прогресса. В
процессе обучения формируются представления о значимости математики в развитии
цивилизации и современного общества и
складывается представление о личности обеспечивающей социальную
мобильность, способность принимать самостоятельные решения. В курсе происходит формирование качеств мышления,
необходимых для адаптации в современном информационном обществе. Курс ставит
целью дать школьникам знания необходимые
для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в
повседневной жизни. В данной программе идет формирование представлений о
математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в
развитии цивилизации и современного общества.
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 53
на изучение курса математики в 6 классе отводится 5 часов в неделю,
всего 175 часов.
Реализация данной программы
способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса,
внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Систематическое развитие
понятия числа.
Формирование у обучающихся навыков устной и
письменной математической речи со всеми присущими качествами (простота,
ясность, полнота, лаконичность).
Развитие умений выполнять
устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические
задачи на язык математики.
Подготовка учащихся к изучению
систематических курсов алгебры и геометрии.
Формирование навыков
моделирования реальных ситуаций с помощью изучаемых математических объектов,
навыков исследования полученных моделей
Развитие умения
·
грамотно
использовать для изучения окружающего мира такие методы, как наблюдение,
моделирование, измерение;
·
осуществлять
оценку точности измерения и вычисления;
·
использовать
простейшую вычислительную технику для выполнения практических расчетов
Предметно - ориентированные
Умение правильно применять
термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое,
дробное, положительное, отрицательное, десятичная дробь и другие; переходить от
одной формы записи числа к другой.
Умение сравнивать числа,
упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше» и «меньше» с
расположением точек на координатной прямой.
Умение выполнять
арифметические действия с рациональными числами, находить значения степеней,
сочетать при вычислениях устные и письменные приемы
Умение составлять и решать
пропорции. Решать основные задачи на дроби, проценты.
Умение округлять целые числа
и десятичные дроби.
Умение составлять несложные
буквенные выражения и формулы
Умение осуществлять в
выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие
вычисления
Основной формой организации учебного процесса
является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации
образовательного процесса используется
система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная
работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Организация учебного процесса учащихся
направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение
психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья
учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы по истории;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого
ребенка.
Осуществление целей рабочей
образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе
следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой
(дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава),
технология учебно-поисковой деятельности
учащихся, проблемное обучение,
личностно-ориентированное обучение, крупно-блочная система подачи материала.
Рабочая программа предусматривает
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются
учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к
самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать
информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации),
коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими) и другие.
Результаты изучения курса математики
приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который
полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного подхода; освоение
учащимися интеллектуальной деятельности;
овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.
Используемый учебник: Н.Я. Виленкин, В.И.
Жохов, А.С. Чесноков и другие "Математика 6", М." Мнемозина",
2010 г.
Содержание программы.
Раздел. Делимость чисел.
Делители
и кратные. Признаки делимости на 10, на 5, на 2.Признаки делимости на 9, на 3. Простые
и составные числа. Разложение на простые множители Наибольший общий делитель.
Взаимно простые числа.
Наименьшее
общее кратное.
Обучающийся
должен знать основные понятия:
Простые
и составные числа.
Обучающийся должен уметь:
1. Пользоваться таблицей простых чисел.
Знать и уметь пользоваться признаками делимости чисел.
3. Уметь раскладывать числа на простые множители.
Находить наибольший общий делитель двух чисел по
алгоритму.
5. Находить наименьшее общее кратное с помощью разложения
на множители.
6. Решение текстовых задач с применением признаков
делимости.
7. Решение текстовых задач с применением алгоритма
вычисления НОД.
8. Решение текстовых задач с применением алгоритма
вычисления НОК.
Раздел.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Основное
свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение,
сложение, вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание
смешанных чисел.
Научить
сокращать дроби.
Обучающийся
должен знать :
Основное
свойство дроби. Алгоритм приведения дробей к общему знаменателю. Правила сравнение,
сложение, вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных
чисел.
Обучающийся должен уметь:
1. Сокращать дроби, пользоваться основным свойством
дроби.
2. Приводить дроби к общему знаменателю.
3. Выполнять арифметические действия с обыкновенными
знаменателями.
4. Представлять дроби в виде суммы слагаемых.
5. Решать текстовые задачи.
Раздел. Умножение и деление обыкновенных
дробей.
Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применении
распределительного свойства умножения. Взаимно – обратные числа.
Деление.
Нахождение числа по его дроби. Дробные
выражения.
Обучающийся
должен знать алгоритмы:
·
умножения
правильных дробей и смешанных чисел;
·
деления
правильных дробей и смешанных чисел.
Обучающийся должен уметь:
1.
Уметь умножать
правильные дроби и смешанные числа.
2.
Уметь делить
правильные дроби и смешанные числа.
3.
Находить дробь от
числа и числа по его дроби.
4.
Решение
текстовых задач на нахождение дроби от
числа.
5.
Решение текстовых задач на нахождение числа по его дроби
Раздел. Отношение и пропорции.
Отношения. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар.
Обучающийся
должен знать понятия:
отношение,
пропорция, масштаб;
Обучающийся должен уметь:
1. Определять вид заданной зависимости.
2. Решать типичные задачи на пропорции
3. Использовать в решении задач линейные диаграммы.
4. Решение текстовых задач повышенной сложности.
5. Решение задач на процесс сравнения с помощью линейных
диаграмм.
6. Решение простейших уравнений с помощью основного
свойства пропорции
Раздел. Положительные и отрицательные
числа.
Координаты
на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Изменение
величин.
Обучающийся
должен знать понятия:
·
координатная
прямая;
·
положительного,
отрицательного чисел
·
числа,
противоположного данному
Обучающийся должен уметь:
1. Правильно записывать и читать положительные и
отрицательные числа.
2. Находить модуль числа.
3. Находить на координатной прямой точку, соответствующую
данному числу.
4. Находить число, противоположное данному числу.
5. Решать простейшие уравнения, содержащие модуль.
Раздел. Сложение и вычитание
положительных и отрицательных чисел.
Сложение
чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение
чисел с разными знаками. Вычитание.
Обучающийся
должен знать правила:
сложение отрицательных чисел, сложение чисел с
разными знаками. вычитание.
Обучающийся должен уметь:
1. Складывать целые числа с одинаковыми знаками.
2. Складывать целые числа с разными знаками.
3. Действия с рациональными числами.
4. Уметь умножать и делить рациональные числа.
Раздел. Умножение, деление положительных и отрицательных чисел.
Умножение.
Деление. Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами. Раскрытие
скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые.
Обучающийся
должен знать правила:
Обучающийся должен уметь:
1.
Умножать и делить положительные и отрицательные числа.
2. Переводить обыкновенную дробь в
десятичную дробь (конечную или бесконечную).
3.Умножить и делить рациональные числа.
4. Переводить обыкновенные дроби вида в десятичную дробь и
обратно
Раздел. Решение уравнений.
Решение
уравнений.
Обучающийся
должен знать понятия:
уравнение,
корень уравнения, решение уравнения
Обучающийся должен уметь:
1. Преобразовывать буквенные выражения путем раскрытия
скобок и приведения подобных слагаемых
2. Решать уравнения с целыми и дробными коэффициентами
3. Решать несложные текстовые задачи.
4. Решать текстовые задачи с указанием названия
описанного процесса, параметров его
характеризующего, этапов
5. Составлять математические модели, описывающей процесс
в виде уравнения.
Раздел. Координаты на плоскости.
Перпендикулярные
прямые. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Столбчатые диаграммы. Графики.
Обучающийся
должен знать понятия:
- прямоугольная система координат, условия ее задания
- абсцисса и ордината точки
Обучающийся должен уметь:
1. Задавать систему координат
2. Знать порядок записи координат точки и их название
3. Строить точку по заданным координатам.
4. Находить координаты точки, отмеченной на координатной
плоскости.
5. Выполнять рисунки по точкам, заданным своими
координатами.
6. Строить прямые по двум точкам, заданным своими
координатами.
7. Находить координаты точек, симметричных относительно
осей и точки, симметричной относительно
начала координат.
Учебно-тематический план
№
|
Тема
|
Примерное количество часов
|
Формы контроля
|
1
|
Делимость чисел
|
16
|
|
2
|
Сложение и вычитание дробей
с разными знаменателями
|
22
|
|
3
|
Умножение и деление
обыкновенных дробей
|
33
|
|
4
|
Отношение и пропорции
|
20
|
|
5
|
Положительные и
отрицательные числа
|
13
|
|
6
|
Сложение и вычитание
положительных и отрицательных чисел
|
11
|
|
7
|
Умножение, деление
положительных и отрицательных чисел
|
12
|
|
8
|
Решение уравнений
|
18
|
|
9
|
Координаты на плоскости
|
10
|
|
10
|
Повторение. Решение задач
|
16
|
|
|
ИТОГО
|
175
|
|
Требования к уровню подготовки
обучающихся
В
результате изучения курса ученик
должен знать/понимать:
·
Понятия простого
и составного числа;
·
Разложения
натурального числа на простые множители;
·
Знать признаками
делимости чисел.
·
Алгоритм умножения
правильных дробей и смешанных чисел;
·
Алгоритм деления
правильных дробей и смешанных чисел
- Понятия отношение, пропорция, масштаб;
- Понятие координатная прямая;
- Понятия положительного, отрицательного чисел
- Понятие числа, противоположного данному
- Понятие модуля числа. уравнение, корень
уравнения, решение уравнения
- прямоугольная система координат, условия ее
задания
- абсцисса и ордината точки
- Знать порядок записи координат точки и их
название
-
Уметь:
·
Находить
наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное с помощью разложения на
множители.
·
Решать текстовых
задач с применением признаков делимости.
·
Решать текстовых
задач с применением алгоритма вычисления НОД.
·
Решать текстовых
задач с применением алгоритма вычисления НОК
·
Сокращать дроби
·
Приводить дроби к общему знаменателю
·
Находить дробь от
числа и число по его дроби
·
Умножать
правильные дроби и смешанные числа
·
Делить правильные дроби и смешанные числа
·
Находить дробь от
числа и число по его дроби
·
Составлять
пропорции и решать их.
·
Определять вид
заданной зависимости.
·
Решать типичные
задачи на пропорции
·
Использовать в
решении задач линейные диаграммы.
·
Правильно
записывать и читать положительные и отрицательные числа.
·
Находить модуль
числа.
·
Находить на
координатной прямой точку, соответствующую данному числу.
·
Находить число,
противоположное данному числу
·
Решать простейшие
уравнения, содержащие модуль.
·
Складывать целые
числа с одинаковыми знаками.
·
Складывать целые
числа с разными знаками.
·
Действия с
рациональными числами.
·
Уметь умножать и
делить рациональные числа.
·
Умножить
(разделить) рациональные числа.
·
Переводить обыкновенные дроби вида в десятичную дробь и
обратно
·
Преобразование
буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых
·
Решение уравнений
с целыми и дробными коэффициентами
·
Решение несложных
текстовых задач.
·
Составление
математической модели, описывающей процесс в виде уравнения.
·
Находить точку по
ее координатам и координаты точки.
·
Задавать систему
координат
·
Строить точку по
заданным координатам.
·
Находить координаты точки, отмеченной на
координатной плоскости.
·
Выполнять рисунки
по точкам, заданным своими координатами.
·
Строить прямые по
двум точкам, заданным своими координатами.
·
Находить
координаты точек, симметричных относительно осей и точки, симметричной
относительно начала координат.
Литература и
средства обучения.
1. Виленкин Н. Я. И др. Математика, учебник для 6 класса
общеобразовательных учреждений 2006 - 2007 Москва: Мнемозина
2. Чесноков А. С. Нешков К.
И.
Дидактические материалы по
математике
2009 - 2010 Москва:
Просвещение
Дополнительная литература
1. Шарыгин И., Ф., Шевкин А.,
В.Математика. Задачи на смекалку
1996 М, Просвещение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по истории в 6 кл
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по истории 5-9 классы и программы общеобразовательных учреждений 6-9 классы А. А. Данилова, М., Просвещение, 2012 г. Рабочая программа конкретизирует содержание предмет¬ных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по раз¬делам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часа, из расчета 2 часа в неделю (29 часов история Средних веков, 41 час история России).
Настоящая программа по истории представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень рекомендуемой литературы, календарно-тематический план. Основное содержание линии календарно-тематического планирования истории в 6 классе реализуется в рамках двух курсов - «История России» и «История Средних веков». Предполагается параллельное изучение двух курсов.
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию.
Задачи курса – показать самобытные черты Средневековья, его особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения к традициям своим и чужим.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследит динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, Америки при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Актуальность. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней.
Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Таким образом, представляется очень актуальным в различных аспектах изучение данного курса.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Изучение истории в 6 классе рассчитано на достижение следующих целей обучения:
1. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
2. Сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории.
3. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия.
4. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама.
5. Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
6. Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
7. Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
8. Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
9. Знать исторические термины, основные периоды отечественной истории с древнейших времён до конца XVI века и этапы наиболее масштабных событий.
10. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
11. Называть: место, обстоятельства, участников событий, крупнейших государственных и общественных деятелей, основные политические течения, партийные организации, выдающихся представителей и достижения науки и культуры, известных полководцев, участников военных событий.
12. Показывать на исторической карте территории, промышленные центры, места важнейших военных сражений.
13. Проводить поиск (устно или письменно) о наиболее значимых событиях истории.
Задачи – создать учащимся возможности для: