ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по немецкому языку в 3 классе
Пояснительная записка
Иностранный язык как учебный предмет наряду с родным языком и литературой входит в образовательную область «Филология», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника. Иностранный язык как учебный предмет характеризуется межпредметностью, многоуровневостью,
полифункциональностью.
Данный курс изучения немецкого языка направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, интереса л жизни сверстников в странах изучаемого языка. Курс ориентирован не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовывать способности, возможности, потребности ребенка.
Изучение немецкого языка на данной ступени образования направлено на достижение следующих целей:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:
речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к
культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий:
развитие и воспитание личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
формирование у учащихся потребности изучения языков и овладения ими как средством общения, познания, социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире глобализации на основе осознания важности изучения иностранного яз родного языка как средства общения и познания в современном мире;
формирование общекультурной и этнической составляющих гражданской идентичности личности; воспитание ка гражданина, патриота; развитие национального самосознания, взаимопониманию между людьми разных сообществ, отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание собственной культуры;
развитие стремления к овладению основами мировой культуры. средствами иностранного языка;
осознание необходимости вести здоровый образ жизни информирования об общественно признанных формах поддержания и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Рабочая программа по немецкому языку для 3 класса составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта, программы для общеобразовательных учреждений с углублённым из немецкого языка (2-11 классы). Автор - Гальскова Н.Д. Преподавание предмета «Немецкий язык» осуществляется в соответствии с инструктивно-методическими документами федерального, регионального и муниципального уровней.
Структура рабочей программы на основе требований федерального государственного стандарта имеет следующие компоненты:
-титульный лист;
-пояснительную записку (общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета);
- содержание учебного предмета, курса с перечнем разделов и указанием планируемых результатов по каждому разделу на повышенном уровне, указанием количества часов для изучения раздела (учебно-тематический план), требованиями по видам речевой деятельности, требованиями к овладению языковыми знаниями и навыками, требованиями к уровню подготовки учащихся, определяющими основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения; с системой оценки планируемых результатов (перечнем проверочных и практических занятий/работ по разделам, работ в рамках внутришкольного контроля);
- календарно-тематическое планированиес указанием даты проведения урока, разделом учебной программы по предмету, темой урока, темой проверочных и практических работ/занятий,указанием количества часов, отводимых на освоение программного материала, основных видов учебной деятельности и оборудования уроков;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса с указанием печатных пособий, экранно-звуковых пособий, технических средств обучения, цифровых образовательных ресурсов, демонстрационных пособий.
В Приложении к программе представлены варианты контрольных работ.
Для проверки уровня сформированности тех или иных языковых и речевых компетенций предполагается провести 5 контрольных работ в рамках проведения внутришкольного контроля : входящая диагностика, контроль аудирования, контроль чтения, контроль монологического и диалогического устного высказывания, итоговый лексико-грамматический тест.
Согласно Федеральному базисному учебному плану, программе общеобразовательных учреждений с углублённым изучением немецкого языка (2 -11 классы) и Учебному плану школы на 2014-2015 учебный год в 3 классе предусмотрено на изучение предмета «Немецкий язык» в 3В классе – 105 часов (из расчёта 3 часа в неделю).
Содержание курса
Наименование разделов, характеристика основных содержательных линий, планируемые результаты.
Раздел 1 «Летние каникулы» включает следующие темы:
- «Лучшее время на свете»;
- «На летних каникулах»;
- «Что ты делал на каникулах»;
- «Искал и нашёл».
Обучающийся должен знать:
- лексику по данной теме;
- правила употребления прошедшего времени Perfekt;
- страноведческую информацию по теме.
Обучающийся должен уметь:
- употреблять в речи прошедшее время Perfekt;
- понимать на слух аутентичную речь с извлечением основной информации (1D, упр.1);
- рассказывать о своих летних каникулах;
- задавать вопросы друзьям, как они провели свои каникулы;
- сопоставлять текст с иллюстрациями;
- разыгрывать сценки из историй.
Раздел 2 «Распорядок дня» структурирован из следующих тем:
- «Рано утром»;
- «Который час?»;
- «Дети рассказывают»;
- «Однажды по-другому».
Обучающийся должен знать:
- лексику по данной теме;
- правила употребления прошедшего времени Perfekt;
- страноведческую информацию по теме.
Обучающийся должен уметь:
- рассказывать о своем распорядке дня;
- вести диалог с другом о его распорядке дня;
- узнавать о времени и называть его;
- понимать на слух текст (2C, упр.1)
- составлять рассказ о своем дне, используя опоры в учебнике.
Раздел 3 «Квартира» разделен на следующие темы:
- «Всё на своём месте»;
- «В квартире»;
- «Где? Куда?»;
- «Комната моей мечты».
Обучающийся должен знать:
- лексику по данной теме;
- правила образования и употребления Partizip II сильных и слабых глаголов;
- предлоги дательного и винительного падежей;
- страноведческую информацию по теме.
Обучающийся должен уметь:
- рассказывать о своей квартире;
- расспрашивать друга о его квартире;
- написать рассказ и изобразить в рисунке комнату своей мечты;
- понимать на слух текст(3А, упр. 1b);
- выразительно петь песню;
- составлять ассоциограмму.
Раздел 4 «Рождество» включает следующие темы:
- «Рождественские чудеса»;
- «Рождественская пекарня»;
- «Рождественский календарь»;
- «История о Деде Морозе, получившем подарки»;
- «Рождество в классе».
Обучающийся должен знать:
- лексику по данной теме;
- правила употребления порядковых числительных;
- страноведческую информацию по теме;
- традиции страны изучаемого языка.
Обучающийся должен уметь:
- употреблять в речи порядковые числительные;
- понимать на слух аутентичную речь с извлечением основной информации (4D, упр.1в);
- находить дополнительную информацию в тексте;
- рассказывать о Рождестве в Германии и России;
- давать описание различных традиций празднования Рождества;
- понимать незнакомые слова по словообразовательным элементам;
- участвовать в коллективном проекте;
- исполнять песни;
- записывать рецепты;
- соотносить иллюстрации с текстом;
- отгадывать кроссворды;
- организовывать рождественский праздник в классе.
Раздел 5 «У врача» включает следующие темы:
- «Маленький дракон болен»;
- «Что болит?»;
- «Мне можно, я должен…»;
- «У зубного врача».
Обучающийся должен знать:
- лексику по данной теме;
- правила спряжения модальных глаголов в настоящем времени;
- страноведческую информацию по теме.
Обучающийся должен уметь:
- употреблять модальные глаголы в речи в рамках изучаемой тематики;
- выбирать модальные глаголы для подстановки в тексте;
- понимать на слух аутентичную речь с извлечением основной информации (5D, упр.1);
- делать записи во время прослушивания текста;
- отвечать на вопросы по прослушанному;
- конструировать предложения из разных частей и фрагментов;
- инсценировать диалог «У врача».
Раздел 6 «Домашнее животное» предполагает изучение следующих тем:
- «Я хочу иметь домашнее животное»;
- «Моё домашнее животное»;
- «Моё – не твоё»;
- «Пиратам тоже нужны домашние животные».
Обучающийся должен знать:
- лексику по данной теме;
- правила склонения притяжательных местоимений;
- страноведческую информацию по теме.
Обучающийся должен уметь:
- правильно употреблять притяжательные местоимения;
- понимать на слух аутентичную речь с извлечением основной информации (6D, упр.1);
- отвечать на вопросы по тексту, находить основную информацию в тексте;
- догадываться о содержании текста, опираясь на заголовок;
- догадываться о содержании текста по картинке;
- соотносить части текста с иллюстрациями;
- переводить информацию с русского на немецкий язык;
- выразительно читать стихотворение;
- описывать и отгадывать животное;
- беседовать о своём домашнем животном.
Раздел 7 «Времена года» структурирован из следующих тем:
- «Прекрасная весна»;
- «Календарь погоды»;
- «Мир вокруг нас»;
- «Наш школьный сад».
Обучающийся должен знать:
- лексику по данной теме;
- правила образования и употребления прошедшего времени слабых глаголов в Präteritum;
- страноведческую информацию по теме.
Обучающийся должен уметь:
- употреблять в речи прошедшее времени слабых глаголов в Präteritum;
- понимать на слух аутентичную речь с извлечением основной информации (7D, упр.1);
- рассказать о временах года;
- рассказать о погоде в разное время года;
- вести диалог-расспрос о погоде;
- читать календарь погоды по символам;
- описывать картинки;
- составлять рассказ, опираясь на подписи к фотографиям.
Раздел 8 «Путешествие» содержит следующие темы:
- «Первая школьная экскурсия»;
- «Мини и Макси хотели уехать»;
- «Как это было?»;
- «Экскурсия с приключениями».
Обучающийся должен знать:
- лексику по данной теме;
- правила употребления прошедшего времени сильных глаголов в Präteritum;
- правила спряжения глаголов с отделяемыми приставками;
- страноведческую информацию по теме.
Обучающийся должен уметь:
- рассказать о своей одежде;
- понимать на слух аутентичную речь с извлечением основной информации (8D, упр.1);
- рассказывать о прогулке;
- продолжить и составить диалог, вести диалог-расспрос;
- составлять рассказ по подписям к картинкам.
Раздел 9 «В сказочной стране» делится на следующие темы:
- «В сказочной стране»;
- «Сказочные персонажи»;
- «Жили-были однажды…»;
- «Сказка, известная всем».
Обучающийся должен знать:
- лексику по данной теме;
- спряжение модальных глаголов в Präteritum;
- правила образования множественного числа существительных;
- названия известных немецких сказок;
- героев известных немецких сказок;
- страноведческую информацию по теме.
Обучающийся должен уметь:
- рассказывать о своей любимой сказке;
- понимать на слух аутентичную речь с извлечением основной информации (9D, упр.1);
- выразительно читать стихотворение;
- делить текст на смысловые абзацы;
- строить рассказ в правильной последовательности.
Учебно-тематический план по разделам
№ раздела |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
1 |
Летние каникулы |
12 |
2 |
Распорядок дня |
14 |
3 |
Квартира |
11 |
4 |
Рождество |
11 |
5 |
У врача |
9 |
6 |
Домашнее животное |
14 |
7 |
Времена года |
7 |
8 |
Путешествие |
11 |
9 |
В сказочной стране |
14 |
|
Всего: |
103 |
Обязательный минимум по видам речевой деятельности
Речевые умения
Говорение.
Развитие умений понимать и порождать элементарные устные высказывал в соответствии с ситуацией общения, речевым намерением коммуникативной задачей в пределах сфер, тематики и языкового материала 3 класса, вербально/ невербально реагировать на информацию, полученную на слух или зрительно и соответствующую уровню развития и обученности.
Диалогическая речь.
Развитие умений:
устанавливать и поддерживать контакт с партнёром по общению соответствии с ситуацией, речевым намерением и коммуникативной задачей в пределах пройденной тематики и усвоенного языкового материал; например, представить себя и других, поздравить с праздником, пожелания);
задавать вопросы и сообщать аналогичную информацию о себе;
вести диалоги тематического характера (диалог-расспрос, диалог-побуждение кдействию)
Время общения 2 мин., объём высказывания 5-6 реплик.
Монологическая речь
Развитие умений:
рассказывать в простой форме о чем-либо в пределах пройденной тематики с использованием визуальных и вербальных опор;
делать простые описания (например, природы в разное время и т.д.).
Объём монологического высказывания 8-9 реплик.
Аудирование
Дальнейшее развитие умений понимать на слух (с различной степенью полноты и точности) высказывания собеседников в процессе общения, а также содержание аутентичных аудиотекстов, длительности звучания 1-1,5 минуты.
Чтение.
Дальнейшее развитие всех умения понимать текст с опорой на незнакомые слов и выражения, иллюстрации, мимику, жесты и др., а т догадываться о значении незнакомых слов по контексту или по структурным элементам слова. Развитие умений:
- выделять неизученные слова при зрительном восприятии текста, переносить на них знакомые правила чтения, правильно произносить.
ознакомительного чтения- с целью понимания основного содержания коротких текстов и отрывков из немецких сказок и реагировать на невербально или вербально;
изучающего чтения - с целью полного понимания текста, построения знакомой лексике, и отражать его содержание невербальными средства например, расположить рисунки в правильной последовательности); -просмотрового/поискового чтения - с целью необходимой/искомой информации из текста.
Письменная речь
Развитие умений:
Социокультурные знания и умения.
Школьники учатся осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя знания о национально-культурных особенностях своей страны и немецко говорящих стран, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов.
Развитие социокультурных знаний и умений происходит при сравнении правил речевого поведения в ситуациях повседневного обихода и при сопоставлении фактов родной культуры и культуры стран изучаемого. Социокультурные умения развиваются в процессе обучения, а также при чтении, аудировании и обсуждении содержания иноязычных текстов.
Языковые знания и навыки. Орфография.
Знание правил правописания, совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу входящему в лексико-грамматический минимум 3 класса. Работа над орфографической стороной речи осуществляется в процессе выполнения упражнений в списывании, лексико-грамматических упражнений и письменных творческих заданий, а также в ходе написания словарных диктантов.
Фонетическая сторона речи.
В 3 классе продолжается работа над развитием фонетических навыков с целью обеспечения успешного устно-речевого и письменного общения. На данном этапе работа над фонетической стороной речи происходит в тесной связи с работой над другими аспектами языка в ходе совершенствования навыков техники чтения вслух и развития аудитивных умений.
Формирование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу. Основные формы - имитация, пение, проговаривание, сопровождая мимикой и жестами, конкурсы чтецов, подготовка различных праздников.
Лексическая сторона речи.
Расширение активного словаря обучающихся, который состоит из слов, словосочетаний и выражений, используемых ими в устных и письменных высказываниях, осуществляется за счёт лексики в рамках изучаемых тем. Лексика вводится в связном контексте, представляющем собой аудио- или печатный текст, сопровождаемый, как правило, визуальной информацией. Предлагаемые в учебнике и рабочей тетради упражнения с лексической направленностью имеют целью научить учащихся использовать лексические единицы адекватно ситуации речевого общения. Особое значение приобретает развитие языковой и контекстуальной задачи, а именно догадки о значении незнакомых слов с помощью ассоциаций и аналогий, по словообразовательным элементам, по созвучию с родным языком. Продолжается интенсивная работа по развитию умений обучающихся пользоваться двуязычными словарями.
Грамматическая сторона речи.
Коммуникативно-ориентированная систематизация грамматического материала, усвоенного во 2 и 3 классе.
Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи структурных и коммуникативных типов немецкого предложения, расширение объёма значений известных грамматических средств.
Порядок слов в простом повествовательном и в вопросительном прндложении. Склонение существительных в единственном числе. Прошедшие времена Perfekt, Präteritum. Способы более вежливого выражения указаний, просьб и требований.Спряжение слабых, сильных и неправильных глаголов. Образование множественного числа имен существительных. Спряжение модальных глаголов. Притяжательные местоимения.
Система оценки планируемых результатов.
Перечень проверочных работ по разделам
№ раздела
|
Вид работы |
1 |
Лексико-грамматическое задание, письмо, РТ стр.8, упр.5. |
2 |
Контроль восприятия звучащей речи на слух, стр.16, упр.1,2. |
3 |
Лексико-грамматическое задание, предлоги РТ, стр.21, упр.3. |
4 |
Контроль говорения «Рождество в Гемании и России», стр.30-31. |
5 |
Контроль усвоения модальных глаголов, РТ, стр.37, упр.2. |
6 |
Поисковое чтение, стр.50-51, упр.1, РТ, стр.44-45, упр.2. |
7 |
Сочинение на основе опорных слов и выражений, стр.66, упр.2 |
8 |
Контроль диалогического высказывания «Экскурсия с классом», РТ, стр.62, упр.3 |
9 |
Контроль техники чтения. |
Перечень практических работ работ по разделам
№ раздела
|
Вид работы |
1 |
Коллаж «Как я провел лето». |
2 |
Проект «Мой рабочий день». |
3 |
Рисунок или поделка «Комната моей мечты». |
4 |
Презентация с иллюстрацией «Рождественские стихи и песни». |
5 |
Ролевая игра «У врача». |
6 |
Сообщение «Моё домашнее животное». |
7 |
Рисунок, иллюстрация с сообщением «Моё любимое время года». |
8 |
Презентация и защита проекта «Подготовка к походу/экскурсии». |
9 |
Изготовление коллажа о любимой сказке. |
Внутришкольный контроль
Входящая диагностика (Лексико-грамматический тест). Цель работы: диагностика уровня сформированности лексических и грамматических навыков за 2013-2014 учебный год.
Контроль техники чтения.
Цель работы: быстрое и точное установление звукобуквенных соответствий, правильное озвучивание графических образов слова, чтение текста в естественном темпе.
3 четверть
Контроль говорения.
Темы контроля монологического высказывания и общения:
Цель работы: контроль сформированности коммуникативной компетенции, умений в заданном объёме сообщать наиболее важную информацию по теме, используя изученный лексический и грамматический материал. Объём высказывания- 8 – 9 предложений.
четверть
Итоговый контроль. Лексико-грамматический тест.
Цель работы: контроль уровня сформированности лексических и грамматических навыков, а также степени сформированности социокультурных знаний и умений.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Печатные пособия
Гальскова Н.Д., Артемова Н.А., Гаврилова Т.А.-Mosaik III: учебник немецкого языка для 3 клаcca школ с углублённым изучением немецкого языка. - М.: « АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2010.
Гальскова Н.Д, Артемова Н.А., Гаврилова Т.А .-Mosaik Arbeitsbuch: рабочая тетрадь к учебнику немецкого языка для 3 класса школ с углублённым изучением немецкого языка. – М: «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2010.
Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 3 класса школ с углублённым изучением немецкого языка / М: «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2010.
Соколова Н.Б., Молчанова И.Д ., Гутрова Е.И. -Deutsch Ubungsgrammatik./Cnpaвочник по грамматике немецкого языка.- Просвещение, 1999
Технические средства обучения (средства ИКТ)
Звуковые колонки.
Магнитофон.
Цифровые образовательные ресурсы
1. CD к учебнику Mosaik . - М.: «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2010.